Нигде в мире концепция легкого истребителя не была столь популярной, как во
Франции. Правительство не жалело денег на разработку подобных машин, хотя
полученные результаты далеко не оправдали надежд. В свою очередь, Штаб ВВС
полагал, что такие истребители вполне можно использовать в качестве скоростных
перехватчиков. Расчет также строился на то, что эти самолёты будут более
дешевыми в производстве, потребуют меньше времени на изготовлении, а в
эксплуатации они не потребуют особого обслуживания. В конечном итоге всё вышло
совсем наоборот, хотя нескольким фирмам удалось добиться весьма хороших
результатов.
Итак, в 1936 году, после утверждения плана национализации авиапромышленности,
большинство крупных фирм объединили в концерны, а их предприятия распределили по
мере потребности каждого из них. Так получилось, что данный процесс
реорганизации породил несколько менее крупных фирм, одной из которых была
Arsenal l`Aeronautique, руководил которой Мишель Вернисс, а главным инженером
был Жак Гатье - отсюда и появилась аббревиатура VG. Новая фирма заняла один из
старых заводов в Виллакубле, ранее принадлежавший фирме Breguet .
Проектирование самолёта с обозначением VG-30 началось в конце 1936 года и
проходило в инициативном порядке без какого-либо правительственного заказа.
Конструкторский коллектив намеревался создать легкий одноместный истребитель, по
своим параметрам как минимум не уступавший принятому в этом же году на
вооружение MS.405C.1, но с более высокими скоростными показателями. Макет
самолёта выставлялся на Парижском Авиационном Салоне, где произвел благоприятное
впечатление на специалистов. Спустя несколько месяцев ВВС Франции оформили
спецификацию А.23 на разработку легкого истребителя категории С1, в которую
очень удачно вписывался VG.30. В конкурсе приняли участие ещё несколько фирм,
причем конкуренты у Arsenal были достаточно сильные. Так, фирма Caudron,
являвшаяся законодателем моды в этом направлении, представила проект С.713 -
развитие удачных самолётов гоночной серии, адаптированный под военные нужды.
Легкий истребитель Bloch MB.700 также создавался на основе уже имевшейся
конструкции и представлял собой уменьшенную копию МВ.151. Несколько позднее к
ним присоединились Roussel R-30 и CAO.200, тоже обладавшие неплохими
показателями.
Переработанный проект был готов к середине 1937 г., а постройку первого образца
VG-30.01 завершили в следующем году. Хотя самолёт имел деревянную конструкцию
высокая культура изготовления и технологическое мастерство Жак Гатье не
оставляли сомнений в том, что VG-30 составит вполне достойную конкуренцию
признанным грандам авиастроения. На прототипе сразу планировали установить мотор
Potez 12Dc (610 л.с.), но в ходе постройки был выбран Hispano-Suiza 12Xcrs (690
л.с.) отличавшийся лучшими эксплуатационными данными. Вооружение не
устанавливалось, но в проекте истребитель оснащался 20-мм мотор-пушкой и
четырьмя крыльевыми 7,5-мм пулеметами.
Несколько месяцев самолёт простоял в ангаре, ожидая разрешения приступить к
программе испытаний. Задержка была вызвана тем, что в 1937-1938 гг. фирма
Caudron тщетно пыталась развернуть серийное производство истребителя С.714
(развитие С.713 с пулеметным вооружением), как бы заранее признанного
победителем конкурса, но обладавшим таким количеством недостатков, что на их
устранение понадобился не один год. Когда выяснилось, что С.714 поступит в
войска не ранее 1939 года, ВВС распорядились побыстрее провести программу
испытаний VG-30.01. Первый полет он произвел 1 октября 1938 года, после чего
последовал небольшой перерыв, в течении которого в конструкцию самолёта внесли
несколько изменений. Полный цикл испытаний истребитель прошел с 24 марта по 17
июля 1939 года, показав отличные для своего класса ТТХ. В одном из полётов в
июле 1939 года VG-30.01 на пикировании развил скорость 805 км\ч!
Министр авиации Франции Пьер Кот остался очень доволен самолётом, но пока о
серийном производстве речь не шла. Фирма к этому времени подготовила новый
истребитель VG-31. Он был оснащен боле сильным двигателем Hispano-Suiza 12Y-31
(860 л.с.), имел уменьшенную до 12 кв.м. площадь крыла и перенесенный под
"брюхо" радиатор. Вооружение уменьшили до двух 7,5-мм пулеметов. Перед лётными
испытаниями VG-31 прошел продувки в аэродинамической трубе. Тут-то и оказалось,
что "ужатое" крыло обладает худшими несущими свойствами и отрицательно
сказывается на управлении самолётом. В полет выпускать такой самолёт было опасно
и фирма решила использовать его крыло для статических испытаний, а фюзеляж и
двигатель послужили основой при строительстве третьего опытного образца,
обозначенного как VG-33.03 (он тоже никогда не летал и использовался только для
наземных тестов). Несущие поверхности и состав вооружения при этом
позаимствовали у VG-30. Обозначение VG-35.01 вначале пропустили, но в октябре
1939 года его присвоили четвертому опытному образцу (VG-33.04). От остальных он
отличался мотором HS 12Y-51 (1100 л.с.) и поступил на испытания только 15 апреля
1940 года. Самолёт недолгое время совершал полеты с аэродрома Орлеан-Бриси, но с
приходом немцев следы его теряются. Второй прототип VG-33.02 должен был стать
прообразом высотного перехватчика получить двигатель HS 12Y-49 c компрессорами
типа Szydlowski-Planiol, однако довести до кондиции эту систему не удалось и
самолёт оснастили обычным мотором HS 12Y-31. Пятый опытный образец VG-33.05
предполагалось оснастить американским мотором Allison V-1710-C15 (1150 л.с.).
Истребители на испытаниях показали скорость 558 км\ч на высоте 5200 метров и
могли подниматься на высоту до 9000 метров. 11 июня прототип VG-33.01 передали
для тестов в СЕМА (французский испытательный центр ВВС), где ранее полученные
показатели полностью подтвердились. В октябре 1939 года самолёт отправили на
огневые испытания и после их завершения, в марте 1940 года, штаб ВВС инициировал
начало серийного производства истребителя Arsenal VG-33C.1 с американскими
моторами на заводе концерна SNCAN. Поскольку в то время существовали опасения на
счет стабильности поставок моторов Allison, французские инженеры подготовили
модификацию VG-32C.1, предназначенную в основном для статических испытаний.
Затем его все-таки решили довести до состояния полноценного истребителя. На
VG-32C.1 установили новый состав вооружения: американский двигатель не позволял
монтировать мотор-пушку в развале цилиндров, поэтому вместо неё в крыле
разместили две обычные 20-мм пушки и два пулемета. Из внешних изменений этот
вариант имел только удлиненную на 48 см носовую часть фюзеляжа. Постройка
истребителя заметно задерживалась и его первый полет был намечен на июнь 1940
года. "Тридцать второй" так и дождался прихода немцев, простояв в ангаре завода Виллакубле без двигателя.
О точном количестве заказных самолётов данные немного расходятся. Судя по одним
источникам контракт на 220 истребителей был подписан 12 сентября 1939 года, по
другим - 17 сентября было заказано 200 самолётов. В любом случае, число
построенных истребителей выглядит гораздо скромнее. Вопреки всем ожиданиям
производство самолётов протекало слишком медленно, грозя вырасти в проблему, с
которой ранее столкнулась фирма Caudron. Самой большой неприятностью стало
отсутствие сырья, поскольку французская авиапромышленность почти целиком перешла
на выпуск цельнометаллических самолётов и предприятия-поставщики не провели
заготовки древесины надлежащих видов. Чтобы выйти из создавшегося положения
фирма Arsenal заказала сырьё в Великобритании, Канаде, заморских провинциях и
даже в Румынии, однако качество материалом предоставленных последней страной
оказалось настолько низким, что в последствии от подписания контракта с румынами
отказались. Время сдачи серийной продукции все время отодвигалось и первый срок,
намеченный на ноябрь 1939 года пришлось перенести на январь, со сдачей целой
партии в апреле 1940 года. Фирме пришлось немного схитрить, предъявив первый
серийный VG-33 в намеченный срок - 10 января 1940 года, но на деле он же был
пятым прототипом. На испытания он поступил в апреле, а в мае к нему
присоединились два настоящих серийных самолёта VG-33 No.1 и VG-33 No.2,
выпущенные предприятием SNCAN. После серии тестов из первых семи истребителей
сформировали экспериментальную эскадрилью ЕАА-301. Боевая ценность VG-33
оценивалась весьма низко, поэтому два самолёта с номерами 1 и 6 отправили назад
на завод (как образцы для последующего производства), а истребители с номерами 2
и 4 передали в состав группы GC I\2, вооруженной MS.406C.1. О боевой работе
истребителей VG-33 известно очень мало. После 10 июня 1940 года они совершили
несколько боевых вылетов, поднимаясь с аэродромов в Вилликубле, Орлеана и Шатеро,
пока их не перебросили в Бордо. Отдельный эпизод, связанный с историей VG-33
относится к польским лётчикам.
15 июня 1940 года группа польских офицеров, называвшая себя "Chimney Key Kr.",
была направлена на аэродром Этамп для получения новой техники. Как можно было
догадаться, французы собирались передать им истребители VG-33, но поляки были
готовы сражаться на любом самолёте, пусть даже не самом совершенном. Группа
включала в себя майора Здислава Краснодубского, первых лейтенантов Яна Зумбаха и
Мирослава Ферича, и сержантов Марьяна Белка, Станислава Карабниа и Стефана
Войтовича. Ещё в Орлеане их разделили на две подгруппы, но все они были
причислены к эскадрильи DGC I\55, дислоцированной в Шатеро, в задачу которой
входило воздушное прикрытие французских городов. Звено лейтенанта Зумбаха
получило четыре VG-33C.1 и успело сделать до перемирия несколько патрульных
вылетов. Последнее упоминание о VG-33C.1 относится к 17 июня 1940 года, когда
польские пилоты совершили 36-й боевой вылет над Бордо.
Тем временем производство истребителей продолжалось. Заказ на 160 самолётов
никто не отменял, но до поражения Франции успели частично собрать лишь 19 из
них. Эти VG-33 были некомплектными, так как у них отсутствовало вооружение,
радио и прочее оборудование. Официально французские ВВС получили 10 самолётов
VG-33, но до 22 июня в строй была введена только половина. Пять самолётов попали
в руки немцев (один их них с номером 3 был отправлен в испытательный центр в Рехлине) и ещё пять машин остались на не занятой территории, оставаясь там до
полной оккупации в ноябре 1942 г.
Серийное производство VG-32C.1 вообще не состоялось, хотя до июля 1940 года
министерство авиации предполагало выпустить 400 самолётов этой модификации. С
этой целью был выделен завод фирмы Michelin в Клермон-Ферране, но
оптимистические расчеты было в корне разрушены медленной подготовкой
производственной базы, так что первые серийные самолёты можно было получить не
ранее декабря.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
VG-33 |
Размах крыла, м |
10.80 |
Длина, м |
8.55 |
Высота, м |
3.35 |
Площадь крыла, м2 |
14.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1800 |
нормальная взлетная |
2450 |
максимальная взлетная |
2720 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza HS-12Y-31 |
Мощность, л.с. |
1 х 860 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
558 |
у земли |
442 |
Крейсерская скорость , км/ч |
487 |
Перегоночная дальность, км |
1760 |
Практическая дальность, км |
1200 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
772 |
Практический потолок, м |
11000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка Hispano-Suiza HS-404 и
четыре 7.5-мм пулемета MAC M-39 wz.34 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|