Венгрия никогда не была в авангарде авиации. Но тем не менее они внесла,
пусть и не оставивший серьезного следа, свой вклад в развитие реактивной
авиации. Речь пойдет об одном из наименее менее известных самолетов второй
мировой войны, реактивном истребителе Weiss Manfred XNI-2 "Kameleon" (рус.
Хамелеон).
Начать наш короткий рассказ наверное стоит с конца.
1 апреля 1945 года в воздушном бою с американскими "Мустанг" у г. Линц венгры
потеряли единственный летный экземпляр своего первого и единственного
истребителя с ТРД. Несколько ранее при налете советских истребителей был
уничтожен так и не прошедший испытаний разведывательный вариант.
Сведений об этой разработке крайне скудны. Известно, что работы по"Хамелеон"
были начаты в начале 1944 года и для сокращения времени на разработку
использовали переделанный фюзеляж трофейного "Мустанга" P-51B, крыло типа
"обратная чайка" взяли много конструкции хорошо известно венграм немецкого
штурмовика-бомбардировщика Ju-87D-3 , от него же частично было взято хвостовое
оперение. Самолет был оснащен двумя немецкими ТРД BMW 003. Как истребитель
машина могла нести кроме достаточно мощного стрелкового вооружения еще и
4х210-мм НУРС или две 250-кг бомбы. Скорость могла достигать 800 км\ч. В
разработке активное участи применяли немецкие конструкторы компаний "Арадо" и "Хеншель".
Первый полет самолет совершил в октябре 1944 года. Всего из Германии было
поставлено около 50 реактивных двигателей, что не удивительно если учесть что
Венгрия была практически до самого конца самым "верным" союзником 3-го рейха.
Есть также непроверенная информация о том что заложили 20 самолетов этого типа с
измененным фюзеляжем поскольку "запасы" трофейных P-51 были крайне ограниченны.
До летного состояния практически все могли быть доведены, но в связи с
наступлением войск 3-го украинского фронта все материалы были уничтожены. Слухи
о участии эскадрильи Хамелеонм в отражении атак союзных бомбардировщиков после
апреля 45 года крайне маловероятно.
Таким образом маленькая Венгрия стала третьим государством которая не только
построила, но и испытала в боевых условиях собственный реактивный истребитель.
Напомню, что СССР не вошел даже в первую пятерку. Более четких фотографий этого
самолета в открытом доступе мне неизвестно.