Кроме стрелково-пушечного вооружения многие Як-1 имел так же бомбардировочное и реактивное вооружение.
В соответствии с ТТТ опытные одноместные истребители, построенные в 1940 г., должны были иметь оборудование для установки восьми снарядов РС-82.
После начала войны требования ВВС КА и ВМФ к авиационной промышленности вооружить самолеты РС-82 участились. Авиастроители отказывались это делать. Так, в конце июля 1941 г. заместитель наркома
авиапромышленности П.В. Дементьев при очередном запросе ВВС ВМФ сообщил, что установка PC и РБС (реактивных бронебойных снарядов) на Як-1 сопряжена с большими техническими трудностями и
невозможна без крупной переделки конструкции крыла самолета (ЦВМА Ф. 12 оп. 2 д. 543 л. 60), хотя КБ уже вело работу в этом направлении.
Но мнение военных все же дошло до правительства, и постановлением ГКО от 23 сентября 1941 г. завод № 292 обязали с 5 октября 1941 г. перейти на
выпуск Як-1 с шестью реактивными орудиями РО-82, а до 1 октября выпустить 20 машин с этим вооружением. Как оказалось, установка РО была очень простой, легко выполнимой даже в условиях
авиаремонтных мастерских, не требующей каких-то дополнительных средств защиты деревянных частей крыла от огня ракетного двигателя. В крыло лишь добавили усиливающие накладки из многослойной
фанеры на нервюры в местах установки контейнеров РО.
PC с Як-1 впервые были применены под Москвой. Их использование в воздушных боях имело скорее моральный эффект, так как из-за большого рассеивания,
понижения (величина отклонения снаряда от оси оружия под действием силы тяжести) снаряда и отсутствия надежного прицела вероятность попадания в маневрирующую воздушную цель оказалась очень
низкой. Атакуя большие группы бомбардировщиков, наши летчики с передней полусферы неприцельно пускали по ним PC. В случае прямого попадания бомбардировщик буквально разваливался на части, но и
близкий разрыв, как правило, сбивал его. Зная об этом и пытаясь избежать встречи с PC, немецкие летчики ломали свои боевые порядки, а вместе с тем и систему взаимной обороны, что облегчало нашим
истребителям выполнение атак. По наземным целям PC применялись с большим успехом.
Пуск PC осуществлялся от кнопки на ручке управления самолетом. На самолетах, не оборудованных ЭСБР-1 (электросбрасыватель бомб и ракет), на ручке
монтировалось три кнопки. В этом случае пуск мог выполняться только залпами по два снаряда от каждой кнопки.
В связи с введением в систему вооружения балочных держателей для подвески авиабомб постановлением ГКО от 2 мая 1942 г. для снижения лобового
сопротивления заводу № 292 разрешили уменьшить число устанавливаемых на Як-1 РО с шести до четырех. А постановлением ГКО от 10 мая их сняли совсем. Основной из причин, повлиявших на это решение,
была большая потеря скорости (до 30 км/ч) при наличии на самолете РО-82 с подвешенными PC.
Всего было построено 1148 Як-1 с РС-82.
Подвеска шести РС-82 увеличивала полетную массу Як-1
примерно до 2995 кг и ухудшала его аэродинамику, что, как в
случае подвески бомб, отрицательно сказывалось на летных характеристиках.
Установкой на Як-1 реактивного оружия летчики были довольны и весьма
одобрительно отзывались о нем. Стрельба по
воздушным целям реактивными снарядами, особенно при лобовых
атаках, производила на противника сильный моральный эффект.
В процессе боевой работы имели место случаи прямого попадания РС в самолет
противника, от которого последний разваливался на части. Однако прямое попадание
было не обязательно.
Разрыв РС вблизи самолета также сбивал его. Дистанция
стрельбы - от 500 до 800 м. Однако отсутствие систем наведения и самонаведения
РС-82 приводило к большому их рассеиванию и к малой вероятности поражения
маневрирующих воздушных
целей.
Справедливости ради следует отметить, что многие наши
летчики были недовольны снятием РСов с Як-1 и Як-7.
В 1941-1942 гг. было испытано множество серийных самолетов Як-1 с
бомбардировочным и реактивным вооружением и получены исчерпывающие данные о
влиянии бомб и ракет и установок
для них на летно-тактические характеристики самолета.
Еще до принятия решения о серийном выпуске мотора М-105ПФ в расчете на появившуюся возможность увеличения мощности постановлением ГКО от 26 апреля
1942 г. А.С.Яковлеву и директору завода № 292 И.С.Левину дали задание к 10 мая оборудовать десять машин Як-1 бомбодержателями (по четыре на самолет для подвески 50-килограммовых авиабомб) и
подготовить производство для выпуска всех самолетов с ними к 25 мая 1942 г. Очевидно, авиастроителям удалось доказать нереальность установки четырех бомбодержателей, которые вместе с шестью
РО-82 значительно ухудшили бы аэродинамику Як-1. Поэтому новым постановлением, во изменение предыдущего, принятым 2 мая 1942 г. число бомбодержателей было уменьшено до двух (а РО-82 - до
четырех). Но максимальная бомбовая нагрузка была оставлена прежней - 200 кг.
В соответствии с постановлением ГКО, на всех Як-1 начиная с 80-й серии устанавливались два бомбодержателя (замки БИ-42 с ухватами) для подвески
авиабомб калибра 25, 50 и 100 кг. Замки и ухваты были вмонтированы в нижние полки усиленных дюралевых нервюр, расположенных между бензобаками. Замки открывались механически посредством тросовой
проводки от рукоятки в кабине летчика. До 85-й серии рукоятка крепилась на левом боковом подкосе, а с 85-й серии вместо нее был использован освободившийся рычаг управлением форсажем мотора на
левом пульте. Рычаг имел предохранительную чеку, вынимаемую пилотом перед сбросом бомб.
Цель, которую преследовал ГКО, и причины, повлиявшие на принятие решения об установке бомбодержателей, остались неизвестными. Постановление ГКО об
использовании истребителей для бомбовых ударов появилось позже, в июне 1942 г. Добиваться выполнения ТТТ в то время, когда буквально шла борьба за каждый килограмм веса конструкции, за каждый
километр в час скорости было неразумно. В частях нововведение практически не использовали, снимая замки и ухваты для облегчения и заклеивая полотном отверстия под их установку, чтобы не ухудшать
аэродинамику крыла. Кроме того выяснилось, что с этих держателей применять авиабомбы калибра 100 кг невозможно. Вворачиванию взрывателя мешали стойки и щитки шасси, которое крепилось на той же
усиленной нервюре. При подвеске же бомб в снаряженном состоянии ветрянка взрывателя создавала помеху уборке шасси.
Як-1 не имел специального прицела для бомбометания, поэтому бомбометание
могло производиться только по площадным и
линейным целям и то недостаточно эффективно.
Кроме того, в период боев под Сталинградом и даже в битве на Курской дуге нашим
истребителям было не до бомбометания, их едва хватало на ведение воздушного боя
с истребителями и бомбардировщиками противника.
Летчики строевых, частей были недовольны установкой на
Як-1 бомбардировочного вооружения. "Бомбодержатели - мертвый
груз", - говорили они.
Поэтому начиная с 127-й серии бомбодержатели сняли. Однако позже (с 23 сентября 1943 г.), когда истребители Як-1 потеснили из первых рядов воздушных
бойцов самолеты Як-9 и Ла-5, бомбодержатели начали устанавливать снова. Это расширяло сферу применения машины, исчерпавшей все возможности своего улучшения.