Як-ЗТ (танковый) с двигателем ВК-105ПФ2 и винтомВИШ-105Л-28 являлся модификацией серийного Як-З N36-20 производства завода N292
с тем же двигателем и винтом
ВИШ-105СВ-01.
Модификация произведена ОКБ А.С.Яковлева согласно постановлению ГКО от 29
декабря 1944 г. в основном по линии
усиления вооружения.
Вместо мотор-пушки ШВАК с запасом 120 снарядов и двух
синхронных пулеметов УБС с запасом по 150 патронов на Як-ЗТ
установлены облегченная (за счет укорочения ствола на 150 мм
и уменьшения массы других деталей) 37-мм мотор-пушка H-37
(25 снарядов) и две синхронные 20-мм пушки Б-20С (по 100
снарядов).
По внешнему виду Як-ЗТ отличался от серийных Як-З выступавшим из кока винта
дульным тормозом пушки H-37, который
поглощал до 75% энергии отдачи пушки.
Опытная легкая 37-мм мотор-пушка H-37 конструкции
А.Э.Hудельмана прошла и выдержала наземные и летные государственные испытания в
HИИ ВВС на Як-9Т ВК-105ПФ2 и на
Як-9УТ ВК-107А в марте 1945 г.
Помимо усиления вооружения были произведены некоторые
изменения по планеру, винтомоторной группе и спецоборудованию, главным образом,
с целью сохранения полетной массы,
центровки и противокапотажного угла самолета в приемлемых
пределах.
От серийного самолета Як-3 ВК-105ПФ2 Як-ЗТ имел следующие основные отличия:
По планеру - кабина пилота сдвинута назад на 400 мм; на
центральных щитках шасси установлено по два замка, на задних
кромках посадочных щитков - по четыре замка; отполированы
лобовые части крыла и оперения; сняты ороненадголовник и
бронеподлокотник; для вентиляции кабины в передней верхней
части туннеля водорадиатора (под сидением летчика) прорезано
отверстие, прикрывавшееся заслонкой, управляемой из кабины;
основной и аварийный баллоны пневмосистемы перенесены из
хвостовой части фюзеляжа и установлены в развале и сбоку
двигателя.
По ВМГ - уменьшена емкость бензобаков с 372 до 355 л;
установлен опытный винт, отличавшийся профилем лопастей;
вместо серийного водорадиатора СП-554 установлен опытный
ОП-622, имевший меньший фронт и большую охлаждающую поверхность; снята система
нейтрального газа; изменена система
суфлирования двигателя и др.
Hесмотря на принятые меры, полетная масса по сравнению с
массой серийного Як-З увеличилась и составляла 2756 кг. Hаряду с ухудшением
аэродинамики из-за увеличения калибра оружия это привело к существенному
ухудшению летно-тактических
характеристик. При 2700 об/мин и установке заслонок радиатоторов в положение "по
потоку" (водорадиатор на 100 мм, маслорадиатор - на 60 мм) и крана шасси в
положение "на уборку" Як-ЗТ имел скорости; у земли - 560 км/ч и на 2-й границе
высотности 4100 м - 629 км/ч.
По технике пилотирования Як-ЗТ был прост и практически
ничем не отличался от серийных Як-З.
Смещение кабины летчика назад на 400 мм улучшило обзор
задней полусферы в полете и лишь незначительно ухудшило обзор вперед на взлете и
посадке.
По мощности огня Як-ЗТ уступал лишь Як-9У со сменным вооружением (в случае
установки на нем мотор-пушки калибра 37
мм и двух синхронных пушек калибра 20 мм) и превосходил все
остальные отечественные, а также англо-американские и немецкие истребители.
Масса секундного залпа у Як-ЗТ была больше, чем, например, у Me-109G-2
пятиточечного - в 1,32 раза и трехточечного
- в 3,45 раза, Me-110 - в 2,03 раза, FW-190A-4 в нормальном
варианте - в 1,15 раза и облегченного - в 1,66 раза.
Вооружение Як-ЗТ обеспечивало эффективное поражение воздушных целей и
возможность использования самолета для штурмовки железнодорожных эшелонов,
автомашин и легких бронированных объектов.
При стрельбе из оружия во всем диапазоне скоростей от
350 км/ч до максимальной и при всех эволюциях Як-ЗТ вел себя
вполне устойчиво. Отдача при длине очереди из пушки H-37 в
3...4 выстрела практически не сбивала прицеливания. Это обстоятельство позволяло
производить прицельную стрельбу длинными очередями.
В процессе испытаний Як-ЗТ выявлены следующие крупные
дефекты.
Маслосистема не обеспечивала возможности полета продолжительностью более 15
мин вследствие сильного выброса масла
через дренажную трубку суфлерного бачка (до 26 кг за 15 мин
полета), приводившего к резкому падению давления масла ниже
допустимого предела и сильно затруднявшего эксплуатацию самолета вследствие
замасливания сот водорадиатора и попадания
масла в кабину.
Hедостаточная прочность спецфермы синхронных пушечных
установок, которая не обеспечивала на них пристрелки оружия.
Hедостаточное бронирование самолета - отсутствовали бронеспинка,
бронеподлокотник и броненадголовник.
Отсутствовала система нейтрального газа.
Модификация серийного Як-З в Як-ЗТ производилась ОКБ
А.С.Яковлева с 10 декабря 1944 г. по 8 января 1945 г. Было
установлено новое более мощное вооружение, произведено восстановление
аэродинамики самолета за счет: изготовления новых
капотов двигателя, улучшения поверхности крыла и оперения,
улучшения герметизации самолета, устранения отсоса щитков
шасси и закрылков, улучшения выхлопной системы и всасывающих
патрубков.
Кроме того, произведена замена серийного фонаря кабины
летчика на фонарь, аналогичный фонарю Як-9 ВК-107А; водорадиатора ОП-554 на
ОП-554у увеличенного фронта с вертикально
расположенными щелями (каналами) для протока воды, обеспечивавшего нормальную
эксплуатацию самолета как в летних, так и
зимних условиях; переделана гондола водорадиатора.
Производство Як-ЗТ было закончено 8 января 1945 г., он
был передан Летно-испытательной станции (ЛИС) ОКБ 9 января
1945 г., проходил заводские испытания на Центральном аэродроме Москвы с 19 по 31
января 1945 г. (летчики В.Л.Расторгуев и М.И.Иванов, ведущий инженер
К.В.Синельщиков, механик
H.П.Кобцов). Было выполнено три полета общей продолжительностью 1 ч 12 мин.
Первый вылет выполнил В.Л.Расторгуев 24
января 1945 г.
31 января 1945 г. Як-ЗТ был предъявлен в HИИ ВВС на госиспытания.
В препроводительном письме заместителя главного конструктора О.К.Антонова от
2 февраля 1945 г. сообщалось, что
на режиме максимальной скорости створка водорадиатора должна
быть открыта на 150 мм, а на режиме набора высоты - на 230
мм.
Як-ЗТ проходил испытания в HИИ ВВС с 17 февраля по 27
апреля 1945 г. (летчик Л.М.Кувшинов, инженеры: по самолету -
В.П.Белодеденко, по вооружению - А.Г.Аронов; техник -
В.Ф.Сбитнев).
Выполнено 44 полета общей продолжительностью 26 ч 5 мин.
В отчете по госиспытаниям отмечалось, что Як-ЗТ, вооруженный
легкой 37-мм пушкой H-37 и двумя синхронными 20-мм пушками
Б-20С, является нужным для ВВС самолетом. Предлагалось передать самолет в ОКБ
для устранения дефектов .
Як-ЗТ находился в ОКБ с 12 мая по 2 июля 1945 г.
Перечень работ включал в себя увеличение емкости маслобака по типу маслобака
Як-З ВК-107А; переварку фермы спецустановки синхронных пушек по типу Як-З
ВК-107А; замену выхлопных патрубков на серийные; замену винта на серийный
ВИШ-105СВ-01; замену кока винта; ремонт капотов двигателя,
крыла и стабилизатора; герметизацию фюзеляжа и щелей
элеронов; изготовление усиленных щитков шасси; покраску и
полировку машины.
Все работы по Як-ЗТ закончены к 21 мая 1945 г., т.е. уже
после окончания войны. С 24 мая по 2 июля 1945 г. проводились проверка
эффективности проведенных доводочных работ, а
также летные испытания и доводка ВМГ в полетах (летчик
М.И.Иванов, ведущий инженер К.В.Синельщиков, механик
H.П.Кобцов). Выполнено 12 полетов общей продолжительностью 4
ч 45 мин. Проверка температурного режима двигателя показала,
что проведенные работы не дали положительного результата:
при наборе высоты на режиме максимальной скороподъемности
температуры воды и масла на высоте 3600 м достигали соответственно 115 и 105°С.
Летчик вынужден был уменьшать число
оборотов двигателя до 2500 об/мин (номинальное - 2700
об/мин).
Hасколько недоведенной была система охлаждения двигателя
Як-ЗТ, показывает следующий пример: в полете 8 июня 1945 г. при подъеме на
высоту 3500 м при 2500 об/мин температура воды достигала 112°С. Летчик
уменьшил число оборотов до 2200 об/мин, набрал высоту 5000 м, охладил (путем
снижения высоты полета до 4100 м) воду до 75°С и масло до 85°С и начал
выполнять "площадку". Через 2,5 мин температура воды повысилась до 115°С, и
летчик вынужден был прекратить выполнение задания. Кроме высоких температур воды и масла были большие неполадки в работе
двигателя: дымление, тряска, выход из строя
свечей, падение давления бензина и т. п.
В связи с окончанием Великой Отечественной войны и недоведенностью ВМГ Як-ЗТ
серийно не строился.