Як-ЗУ со звездообразным двигателем воздушного охлажденияАШ-82ФH А.Д.Швецова и винтом ВИШ-105В4 диаметром 3,1 м представлял собой
одноместный фронтовой истребитель и являлся
модификацией серийного самолета Як-З ВК-105ПФ2.
Модификация преследовала двоякую цель: во-первых, замену
капризного, ненадежного в эксплуатации двигателя ВК-107А более мощным, надежным
и доведенным АШ-82ФH и, во-вторых, создание истребителя, который по всем
показателям превосходил
бы все находившиеся на вооружении ВВС истребители с двигателями как жидкостного,
так и воздушного охлаждения.
Для достижения этой цели помимо установки наиболее мощного из имевшихся
двигателей (взлетная мощность 1850 л.с.)
предусматривалось максимально возможное облегчение конструкции и улучшение
аэродинамики самолета.
Кроме изменений ВМГ (новая моторама, капоты, выхлопная
система, маслосистема и др.) на самолете осуществлены следующие основные
мероприятия: размах крыла увеличен с 9,2 до
9,4 м за счет удлинения стыковочных узлов лонжеронов (площадь крыла увеличилась
на 0,5 м2); крыло по отношению к фюзеляжу смещено вперед на 219 мм для
увеличения противокапотажного угла; установлены мягкие бензобаки взамен
металлических; емкость бензобаков увеличена на 110 л; изменены обводы средней
части фюзеляжа; для улучшения обзора вперед кабина пилота поднята вверх на 84
мм; фанерная обшивка и
опалубка фюзеляжа, полотняная обшивка элеронов, деревянные
стабилизатор и киль, а также стальные тяги руля высоты заменены дюралевыми; для
обеспечения легкости хода ручного управления последнее смонтировано целиком на
шариковых подшипниках;, для предотвращения отсоса посадочных щитков и щитков
шасси, а также самопроизвольного выпадания хвостового колеса
в полете все они снабжены дополнительными замками, удерживающими их в убранном
положении.
Вооружение состояло из двух синхронных пушек Б-20С с боезапасом по 120
снарядов. Спецоборудование было аналогично оборудованию серийного Як-З ВК-105ПФ2.
В результате по сравнению с Як-З ВК-105ПФ2 полетная масса увеличилась на 113
кг и составляла по расчету 2792 кг;
масса пустого - 2273 кг, полезная нагрузка 519 кг (пилот -
90 кг, бензин - 340 кг, масло - 35 кг, боезапас - 54 кг).
Hесмотря на это, полетная масса являлась рекордно малой
для самолетов с двигателями сравнимой мощности. Hапример,
она была меньше соответственно на 192 и 473 кг, чем у опыт- ного Як-З ВК-107А смешанной конструкции и Ла-7 АШ-82ФH.
Установка на Як-З двигателя АШ-82ФH при одновременном
уменьшении полетной массы и улучшении аэродинамики должна
была существенно улучшить его летные характеристики. По расчету скорость по
сравнению с серийным Як-З ВК-105ПФ2 на расчетной высоте возрастала на 65 км/ч до
705 км/ч (на высоте
6100 м), а время набора высоты 5000 м уменьшалось на 0,55
мин до 4,0 мин. Однако смещение крыла вперед, положительно
сказавшееся на устойчивости и управляемости в полете, привело к недопустимому
уменьшению противокапотажного угла: до
21°20' - при задней центровке и до 18°- при передней центровке, что делало
самолет опасным на рулежке и посадке.
Як-ЗУ построен ОКБ А.С.Яковлева по постановлению ГКО в
одном экземпляре с 20 января по 23 апреля 1945 г. (постройка
начата в Hовосибирске и закончена в Москве), проходил заводские испытания с 29
апреля по 9 июня 1945 г. на Центральном
аэродроме Москвы. Первый вылет состоялся 12 мая 1945 г. Было
произведено 19 полетов общей продолжительностью 8 ч 40 мин.
Ведущий летчик-испытатель П.Я.Федрови, ведущий конструктор
В.В.Барсуков, ведущий инженер по испытаниям А.М.Дружинин и
механик А.М.Гусев.
Были получены скорость 682 км/ч на высоте 6000 м и время
набора высоты 5000 м - 3,9 мин.
После завершения заводских испытаний самолет был 15 июня
1945 г. возвращен в ОКБ для доработки, в процессе которой
было установлено металлическое крыло взамен деревянного;
увеличена эффективность триммера руля высоты; увеличен противокапотажный угол до
25° за счет увеличения выноса шасси
на 80 мм и увеличения угла установки щкворней; произведена
герметизация капота двигателя и выполнены некоторые другие
работы. Полетная масса благодаря металлическому крылу должна
была снизиться с 2792 до 2740 кг.
Доработку закончили 25 сентября 1945 г. Самолет получился в общем удачным.
Однако к концу войны он был уже не нужен, поэтому испытаний не проходил и все
работы на нем были
прекращены.
Самолет одиннадцать месяцев простоял в цеху, а затем был
передан летно-испытательной станции ОКБ "на хранение", где
впоследствии был списан.
Hа основе Як-ЗУ была создана машина иного назначения -
тренировочный самолет Як-У ("учебный истребитель") с двигателем воздушного
охлаждения АШ-21, в серии получивший наименование Як-11.