Як-7Д (дальний) представлял собой модификацию серийных
самолетов Як-7В и Як-7Б в дальний разведчик истребительной
авиации с наблюдателем (пассажиром) или с аэрофотоаппаратом
в задней кабине.
Для постройки самолета в мае 1942 г. был использован серийный фюзеляж вывозного Як-7В с установленными на нем двигателем М-105ПФ и оперением, а также опытное крыло, изготовленное заводом N153 по
чертежам ОКБ А.С.Яковлева.
Шасси, хвостовое колесо с пневматиком 300х125 мм и некоторые другие конструктивные элементы были взяты с Як-7Б.
Для увеличения дальности полета устанавливались 11 бензобаков общей емкостью 925 л. (690 кг), из них два бензобака
общей емкостью 86 л и один расходный бачок на 6 л размещались в фюзеляже под полом кабины пилота, между лонжеронами,
и восемь бензобаков общей емкостью 833 л - в крыле, по четыре с каждой стороны (шесть - между лонжеронами и два - в
носке). Все крыльевые бензобаки снимались и устанавливались
через люки в нижней обшивке крыла.
В связи с увеличением числа и объема бензобаков существенному изменению подверглись конструкция крыла, а также
бензо- и маслосистемы самолета.
При той же площади 17,15 м* крыло имело меньший размах
(9,74 против 10,0 м) и менее закругленные концы с учетом
возможной в дальнейшем установки предкрылков.
Крыло Як-7Д в конструктивном отношении принципиально отличалось от крыльев всех ранее выпускавшихся самолетов "Як".
Каркас крыла представлял набор из двух цельных по размаху дюралевых лонжеронов, связанных между собой шестью дюралевыми и двумя деревянными (концевыми) нервюрами. Каркас обшит выклееной по форме крыла
бакелитовой фанерой и шпоном.
Для крепления обшивки к металлическим полкам лонжеронов
и нервюр вдоль полок была проложена фанера, прикрепленная к
металлу заклепками с широкими головками.
В нижней обшивке для размещения бензобаков было сделано
шесть межлонжеронных и два носковых металлических люка, работавших вместе с обшивкой. Люки крепились к лонжеронам и
нервюрам винтами с анкерными гайками. В связи с установкой в
крыле новых бензобаков тяги управления элеронами вынесены из
межлонжеронной части крыла за задний лонжерон. Это упростило
конструкцию бензобаков и улучшило доступ к тягам элеронов.
Увеличенный маслобак на 65 кг масла размещался в обычном
месте - за двигателем, на противопожарной перегородке.
Оборудование Як-7Д не отличалось от оборудования Як-7Б,
но при использовании самолета в качестве фоторазведчика дополнялось аэрофотоаппаратом АФА-Б с дистанционным управлением и всем необходимым для выполнения разведки. Аэрофотоаппарат АФА-Б допускал
выполнение 50 снимков. Предельная высота
съемки - 8000 м.
Кислородное оборудование обеспечивало пребывание одного
летчика на высоте 8000 м в течение 2 ч.
Для защиты от нападения истребителей противника Як-7Д
был вооружен одной мотор-пушкой МПШ-20 с запасом 60 снарядов; в передней кабине была установлена бронеспинка.
Переход от деревянной конструкции крыла к смешанной позволил снизить массу крыла и существенно расширить свободный
объем внутри него.
Большое достоинство Як-7Д - это легкость перехода от одного варианта к другому. Снятие АФА занимало 1 мин, установка сидения в задней кабине - 4...5 мин; снятие сидения - 3 мин, установка АФА - 3...6
мин.
В то же время Як-7Д обладал одним очень неприятным эксплуатационным недостатком: заправка бензином через горловины
крайних баков требовала 7... 8 перерывов для обеспечения переливания бензина во внутренние баки и занимала до 1 ч.
Увеличение полетной массы и наличие второй кабины привели к существенному ухудшению летно-тактических характеристик. Максимальные скорости по сравнению с Як-7Б с М-105ПА
уменьшились во всем диапазоне высот примерно на 30 км/ч,
время набора высоты 5000 м увеличилось на 0,9 мин, практический потолок стал меньше на 900...1000 м. Но по дальности
и продолжительности полета Як-7Д не имел себе равных среди
всех отечественных истребительных самолетов того времени.
Запасы горючего и масла обеспечивали дальность полета 2285
км и продолжительность, равную 6 ч 31 мин.
Производство Як-7Д было закончено 3 июня 1942 г. Заводские испытания и доводка производились с 3 по 16 июня 1942 г.
Испытания проводила бригада ОКБ А.С.Яковлева в составе: летчик П.Я.Федрови, ведущий инженер Н.К.Скржинский, бортмеханик
Ф.3.Сбитнев. Было выполнено 15 полетов общей продолжительностью 13 ч 15 мин.
На государственные испытания Як-7Д не предъявлялся и в
серии не строился. По указанию главного конструктора
А.С.Яковлева 16 июня 1942 г. заводские испытания Як-7Д были
прекращены, и самолет был переведен в цех завода для модификации его в одноместный дальний истребитель Як-7ДИ.
Хотя Як-7Д серийно не строился, он сыграл важную роль,
так как, по-существу, положил начало созданию семейства самолетов Як-9, в том числе Як-9Д и Як-9ДД.