Уголок неба ¦ Яковлев Як-7ДИ

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная авиация второй мировой истребители
   Як-7ДИ
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1942
Тип: Дальний истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Як-7ДИ (дальний истребитель) с форсированным двигателем М-105ПФ являлся модификацией фронтового истребителя Як-7Б.  Модификация была предпринята в июне 1942 г. с целью облегчения конструкции и увеличения запаса горючего для улучшения летно-тактических характеристик и расширения возможностей боевого применения.

Облегчение Як-7ДИ по сравнению с Як-7Б было достигнуто, главным образом, за счет перехода от деревянного крыла к крылу смешанной конструкции и снятия одного пулемета УБС с боезапасом 200 патронов.  

Для постройки головного Як-7ДИ использовали серийный фюзеляж Як-7Б N23-26 с пониженным гаргротом с установленными двигателем М-105ПФ и оперением и опытное крыло самолета Як-7Д, изготовленные по чертежам ОКБ. В крыле разместили четыре дюралевых протектированных бензобака общей вместимостью 673 л (500 кг).  

Важным новшеством, впервые примененным на самолетах "Як", было то, что все четыре бензобака были соединены через четыре обратных клапана с одним расходным бачком емкостью 6 л с двойным протектором, что обеспечивало равномерную и полную выработку горючего из правой и левой групп бензобаков и, таким образом, ликвидировало дефект, который был отмечен еще при госиспытаниях И-26-2.  

Вооружение Як-7ДИ состояло из одной мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов и одного левого синхронного пулемета УБС с боезапасом 200 патронов. В перегрузку - две бомбы по 50 или 100 кг.  

Спецоборудование по объему и размещению, как у Як-7Б 22...24-й серий.  

На Як-7ДИ была сохранена вторая кабина, прикрытая откидывающейся в сторону фанерной крышкой. Эта кабина могла использоваться для размещения человека, аэрофотоаппарата, бомб, дополнительного бензобака и других целей.  

Як-7ДИ мог использоваться в двух основных вариантах - нормальном и облегченном на 200 кг (меньше на 180 кг горючего, на 20 кг - масла).  

При нормальной массе 3035 кг (запас топлива 500 кг, т.е. на 195 кг больше, чем у Як-7Б) Як-7ДИ имел максимальные скорости, скороподъемность, потолок, взлетно-посадочные свойства и маневренность практически такие же, как и Як-7Б 20...24-й серий, а по дальности и продолжительности полета превосходил их.  

В этом варианте Як-7ДИ мог успешно использоваться как дальний истребитель - для продолжительного патрулирования, сопровождения бомбардировщиков и других целей. Однако при массе 3035 кг противокапотажный угол достигал предельно допустимого по ТТТ значения 26,5*, а при посадочной массе 2485 кг (без бензина) уменьшался до 23,5*.  

В облегченном варианте при полетной массе 2835 кг (запас горючего 320 кг, т.е. примерно как у Як-7Б) уменьшались время набора высоты 5000 м, длина разбега и время выполнения виража; увеличивались практический потолок и набор высоты за боевой разворот (см. табл.П.2.3).  

В облегченном варианте, с заполнением только двух корневых бензобаков, Як-7ДИ был легким и приятным в управлении и очень маневренным. Он превосходил Me-109F как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.  

В этом варианте Як-7ДИ мог успешно использоваться как фронтовой истребитель - для ведения воздушного боя, прикрытия действий штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков и других целей.  

Производство Як-7ДИ было закончено 25 июня 1942 г. Он проходил заводские испытания с 26 июня по 16 июля 1942 г. (13 полетов общей продолжительностью 10 ч 20 мин) и государственные испытания с 18 июля по 5 августа 1942 г. (60 полетов, 40 ч 15 мин).  

Заводские испытания проводила бригада ОКБ А.С.Яковлева в составе: летчик-испытатель П.Я.Федрови, ведущий инженер Н.К.Скржинский, техник Ф.3.Сбитнев; государственные испытания - бригада НИИ ВВС в составе: летчик-испытатель К.А.Груздев, ведущий инженер по самолету А.Т.Степанец, помощник ведущего инженера по самолету Г.А.Седов, инженер по вооружению А.Г.Аронов, инженер по ВМГ А.И.Хвостовский, инженер по спецоборудованию А.И.Красовский, техник В.Ф.Сбитнев.  

Як-7ДИ госиспытания прошел удовлетворительно. В заключении НИИ ВВС отмечалось, что возможность использования самолета Як-7ДИ в том или ином варианте и наличие превосходных летных данных выдвигают его на первое место среди отечественных серийных самолетов... Большая продолжительность полета позволяет более широко использовать Як-7ДИ в качестве ночного истребителя, но недостаточность противокапотажного угла ограничивает возможность полного использования тормозов колес, что значительно усложняет посадку ночью и требует аэродром большой площади (1500х1500 м)...

Як-7ДИ, благодаря большому запасу горючего и возможности размещения во второй кабине фотоаппарата, может быть с успехом применен для целей фоторазведки с аппаратом АФА-И.  

Ввиду возможности широкого боевого применения Як-7ДИ М-105ПФ необходимо рекомендовать его к немедленному запуску в серийное производство... На самолете должны быть устранены все основные дефекты, выявленные при его испытании.  

В заключении НИИ ВВС был также указан боезапас серийных самолетов: для пушки - 140 снарядов, для пулемета - 240 патронов. Бомбардировочное вооружение не предусматривалось. После запуска в серию Як-7ДИ получил наименование Як-9.   



 ЛТХ:
Модификация   Як-7ДИ
Размах крыла, м   9.74
Длина, м   8.50
Высота, м   2.75
Площадь крыла, м2   17.15
Масса, кг  
  пустого самолета   2360
  нормальная взлетная   3035
Тип двигателя   1 ПД М-105ПФ
Мощность, л.с.   1 х 1180
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   505
  на высоте   565
Практическая дальность, км   1310
Скороподъемность, м/мин   833
Практический потолок, м   10000
Экипаж   1
Вооружение:   одна 20-мм мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один 12.7-мм синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов.
 В перегрузку - две бомбы по 50 или 100 кг.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Опытный Як-7ДИ
 Як-7ДИ
 Як-7ДИ
 Як-7ДИ
 Як-7ДИ

  Варианты окраски:

 Опытный Як-7ДИ

 



 

Список источников:

А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны
Авиация и Время. Константин Косминков. Многоликий Як-7
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза
Архив-Пресс. Дмитрий Лепник. Як-9 : рядовые небес
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
"Война в воздухе" №31-34. Истребители Як-1/3/7/9 во Второй Мировой войне
Monografie Lotnicze. Robert Bock. Jak-7, Jak-9
Squadron/Signal. Aircraft Number 78.  Hans-Heiri Stapfer. Yak Fighters in Action


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: