Як-7ДИ (дальний истребитель) с форсированным двигателем
М-105ПФ являлся модификацией фронтового истребителя Як-7Б.
Модификация была предпринята в июне 1942 г. с целью облегчения конструкции и увеличения запаса горючего для улучшения летно-тактических характеристик и расширения возможностей боевого
применения.
Облегчение Як-7ДИ по сравнению с Як-7Б было достигнуто,
главным образом, за счет перехода от деревянного крыла к
крылу смешанной конструкции и снятия одного пулемета УБС с
боезапасом 200 патронов.
Для постройки головного Як-7ДИ использовали серийный фюзеляж Як-7Б N23-26 с пониженным гаргротом с установленными
двигателем М-105ПФ и оперением и опытное крыло самолета
Як-7Д, изготовленные по чертежам ОКБ. В крыле разместили четыре дюралевых протектированных бензобака общей вместимостью
673 л (500 кг).
Важным новшеством, впервые примененным на самолетах
"Як", было то, что все четыре бензобака были соединены через
четыре обратных клапана с одним расходным бачком емкостью 6
л с двойным протектором, что обеспечивало равномерную и полную выработку горючего из правой и левой групп бензобаков и,
таким образом, ликвидировало дефект, который был отмечен еще
при госиспытаниях И-26-2.
Вооружение Як-7ДИ состояло из одной мотор-пушки ШВАК с
боезапасом 120 снарядов и одного левого синхронного пулемета
УБС с боезапасом 200 патронов. В перегрузку - две бомбы по
50 или 100 кг.
Спецоборудование по объему и размещению, как у Як-7Б
22...24-й серий.
На Як-7ДИ была сохранена вторая кабина, прикрытая откидывающейся в сторону фанерной крышкой. Эта кабина могла использоваться для размещения человека, аэрофотоаппарата, бомб, дополнительного
бензобака и других целей.
Як-7ДИ мог использоваться в двух основных вариантах -
нормальном и облегченном на 200 кг (меньше на 180 кг горючего, на 20 кг - масла).
При нормальной массе 3035 кг (запас топлива 500 кг, т.е.
на 195 кг больше, чем у Як-7Б) Як-7ДИ имел максимальные скорости, скороподъемность, потолок, взлетно-посадочные свойства и маневренность практически такие же, как и Як-7Б
20...24-й серий, а по дальности и продолжительности полета
превосходил их.
В этом варианте Як-7ДИ мог успешно использоваться как
дальний истребитель - для продолжительного патрулирования,
сопровождения бомбардировщиков и других целей. Однако при
массе 3035 кг противокапотажный угол достигал предельно допустимого по ТТТ значения 26,5*, а при посадочной массе 2485
кг (без бензина) уменьшался до 23,5*.
В облегченном варианте при полетной массе 2835 кг (запас
горючего 320 кг, т.е. примерно как у Як-7Б) уменьшались время набора высоты 5000 м, длина разбега и время выполнения
виража; увеличивались практический потолок и набор высоты за
боевой разворот (см. табл.П.2.3).
В облегченном варианте, с заполнением только двух корневых бензобаков, Як-7ДИ был легким и приятным в управлении и
очень маневренным. Он превосходил Me-109F как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.
В этом варианте Як-7ДИ мог успешно использоваться как
фронтовой истребитель - для ведения воздушного боя, прикрытия действий штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков и других целей.
Производство Як-7ДИ было закончено 25 июня 1942 г. Он
проходил заводские испытания с 26 июня по 16 июля 1942 г.
(13 полетов общей продолжительностью 10 ч 20 мин) и государственные испытания с 18 июля по 5 августа 1942 г. (60 полетов, 40 ч 15 мин).
Заводские испытания проводила бригада ОКБ А.С.Яковлева в
составе: летчик-испытатель П.Я.Федрови, ведущий инженер
Н.К.Скржинский, техник Ф.3.Сбитнев; государственные испытания - бригада НИИ ВВС в составе: летчик-испытатель К.А.Груздев, ведущий инженер по самолету А.Т.Степанец, помощник ведущего инженера по
самолету Г.А.Седов, инженер по вооружению
А.Г.Аронов, инженер по ВМГ А.И.Хвостовский, инженер по спецоборудованию А.И.Красовский, техник В.Ф.Сбитнев.
Як-7ДИ госиспытания прошел удовлетворительно. В заключении НИИ ВВС отмечалось, что возможность использования самолета Як-7ДИ в том или ином варианте и наличие превосходных
летных данных выдвигают его на первое место среди отечественных серийных самолетов... Большая продолжительность полета позволяет более широко использовать Як-7ДИ в качестве
ночного истребителя, но недостаточность противокапотажного
угла ограничивает возможность полного использования тормозов
колес, что значительно усложняет посадку ночью и требует аэродром большой площади (1500х1500 м)...
Як-7ДИ, благодаря большому запасу горючего и возможности
размещения во второй кабине фотоаппарата, может быть с успехом применен для целей фоторазведки с аппаратом АФА-И.
Ввиду возможности широкого боевого применения Як-7ДИ
М-105ПФ необходимо рекомендовать его к немедленному запуску
в серийное производство... На самолете должны быть устранены
все основные дефекты, выявленные при его испытании.
В заключении НИИ ВВС был также указан боезапас серийных
самолетов: для пушки - 140 снарядов, для пулемета - 240 патронов. Бомбардировочное вооружение не предусматривалось.
После запуска в серию Як-7ДИ получил наименование Як-9.