Як-7П (пушечный) являлся модификацией серийного самолета Як-7Б N46-13 завода N153 выпуска июня 1943 г. Этот самолет
некоторое время находился в эксплуатации и после аварии был
восстановлен в 281-й САМ (самолетной авиаремонтной мастерской) 1 ВА. На него установили прошедший восстановительный
ремонт двигатель М-105ПФ, крыло с другого самолета, выполнили большой объем других работ.
Одновременно с ремонтом по заданию главного инженера 1 ВА П.А.Невинного вместо двух пулеметов УБС установили две
синхронные пушки ШВАК.
Установки синхронных пушек были собраны из деталей и агрегатов других самолетов: передние узлы крепления - с Ла-5,
задние узлы - с "Харрикейна" и т.д.
По указанию главного инженера ВВС генерал-полковника
А.К.Репина 4 ноября 1943 г. самолет был направлен в НИИ ВВС
для испытаний вооружения. Требовалось проверить возможность
и допустимость установки на Як-7Б трех пушек ШВАК и выявить
влияние этого вооружения на летно-пилотажные качества самолета.
Летные характеристики самолета не определялись, поскольку самолет и двигатель прошли восстановительный ремонт.
Испытание проводила бригада НИИ ВВС в составе: летчик-испытатель лейтенант В.А.Модестов, ведущий инженер по самолету В.П.Белодеденко, ведущий инженер по вооружению А.Г.Аронов. В облете самолета
приняли участие летчики-испытатели
НИИ ВВС В.И.Хомяков, Ю.А.Антипов и др.
Испытания вооружения проводились с 4 ноября по 13 декабря 1943 г. Всего выполнено 13 полетов общей продолжительностью 4 ч 15 мин.
Выявлено следующее: замена трехкулачковых шайб однокулачковыми увеличила скорострельность синхронных пушек на
150...175 выстрелов в минуту; установка нового пушечного вооружения не ухудшила летно-пилотажных качеств самолета; отвод звеньев мотор-пушки и звеньев синхронных пушек в зализы
крыла выполнен неудачно: звенья и гильзы при стрельбе в воздухе попадали в стабилизатор, повреждая его переднюю кромку;
отсутствие предохранителей синхронных пушек исключало возможность быстрого и надежного прекращения самопроизвольной
стрельбы и было чревато опасностью прострела лопастей винта
(при испытаниях имели место два подобных случая).
В заключении по испытаниям отмечалось, что усиление вооружения Як-7Б за счет замены двух синхронных пулеметов двумя
синхронными пушками ШВАК заслуживает внимания, так как трехпушечная схема вооружения, не ухудшая летно-пилотажных качеств самолета, существенно повысила его боевые свойства.
Ставился вопрос о необходимости установки на Як-7 кроме мотор-пушки ШВАК двух синхронных пушек Б-20 и предъявлении
его на госиспытания.
Як-7Б с тремя пушками ШВАК был показан главному конструктору А.С.Яковлеву, после чего возвращен в 1 ВА для использования (после устранения дефектов) в боевых условиях. Трехпушечный Як-7Б серийно не строился. Данная схема вооружения была реализована в серии на Як-9УТ в 1944 г. и на Як-ЗП в 1945 г.