Як-7УТИ - это серийный учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением, построенный по чертежам опытного экземпляра УТИ-26-2.
Серийные самолеты являлись более совершенными, поскольку в их конструкцию и оборудование были внесены многие изменения и доработки. В том числе:
Учитывая характер работы учебно-тренировочного самолета (взлет-посадка без уборки шасси), а также для упрощения
конструкции и повышения надежности работы, костыльная установка шасси самолета выполнена неубирающейся, в связи с чем
пневмоцилиндр уборки костыля снят и заменен подкосом, жестко
соединяющим верхнюю часть костыля с фермой фюзеляжа (основное шасси, как и на УТИ-26, убирающееся).
Для поддержания температурного режима ВМГ в допустимых пределах число оборотов двигателя (за счет установки во
втулку винта регулировочного кольца) понижены с 2700 до 2350
об/мин.
Вместо двух оставлен один левый пулемет ШКАС с боекомплектом 500 патронов.
Полетная масса Як-7УТИ первых выпусков - в среднем 2800
кг, т.е. на 50 кг больше, чем у УТИ-26-2, что объяснялось
неосвоенностью технологии производства.
Летные характеристики из-за более низкого качества производственного выполнения также несколько ниже.
Як-7УТИ запущен в серийное производство по постановлению
СНК и ЦК ВКП(б) и во исполнение приказа НКАП от 4 марта 1941
г. Московскому авиационному заводу N301 предписывалось прекратить производство Як-1 и немедленно начать производство
Як-7УТИ, обеспечив начало регулярного выпуска с 1 апреля
1941 г; установить программу выпуска Як-7УТИ на 1941 г. в
600 машин.
Первый полет на первом серийном Як-7УТИ N01-02 выполнил
П.Я.Федрови 18 мая 1941 г. на Центральном аэродроме в Москве.
Як-7УТИ строился серийно с апреля по сентябрь 1941 г.
Вначале на заводе N301, а после его эвакуации - на новосибирском заводе N153. Всего выпущено 186 самолетов. Як-7УТИ,
как и боевые самолеты ВВС, камуфлировались сверху и с боков
черной краской по основному зеленому фону, а снизу голубой
эмалевой краской. Являясь единственными учебно-тренировочными истребителями, Як-7УТИ и сменившие их Як-7В сыграли важную роль в обучении летного состава строевых частей полетам
на скоростных истребителях ЛаГГ-З, МиГ-З, Як-1 и их преемниках. Можно сказать без всякого преувеличения, что в период
войны в советских ВВС не было летчика-истребителя, который
бы не обучался или не летал на Як-7УТИ или Як-7В.
Во время Великой Отечественной войны Як-7УТИ использовались и как разведчики. Это были обычные двухместные самолеты. Так, в январе 1943 г. экипаж в составе летчика старшего
лейтенанта Жильцова и штурмана капитана Соболева на Як-7УТИ
совершили 12 вылетов на разведку поля боя в интересах сухопутных войск Ленинградского фронта. Проведение разведки на
высоте 25...30 м обеспечило внимательный просмотр переднего
края противника, а большая угловая скорость перемещения самолета делала огонь зенитной артиллерии малоэффективным. Были обнаружены основные коммуникации противника, что позволило штурмовой и
бомбардировочной авиации нанести эффективный
удар по противнику.
Летом 1943 г. в районе Гатчины Як-7УТИ (штурман -
В.Ф.Шалимов), оснащенный средствами радиоуправления, участвовал в качестве корректировщика в подготовке и проведении
боевых действий по прорыву блокады Ленинграда.
Як-7УТИ применялся и для полетов представителей командования с целью личной рекогносцировки местности и расположения своих войск и войск противника.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Як-7УТИ |
Размах крыла, м |
10.00 |
Длина, м |
8.50 |
Высота, м |
2.75 |
Площадь крыла, м2 |
17.15 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2285 |
нормальная взлетная |
2800 |
Тип двигателя |
1 ПД М-105ПА |
Мощность, л.с. |
1 х 1050 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
490 |
на высоте |
586 |
Практическая дальность, км |
650 |
Скороподъемность, м/мин |
758 |
Практический потолок, м |
8900 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
один левый 7.62-мм пулемет ШКАС с боекомплектом 500 патронов |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Як-7 УТИ |
|
Як-7УТИ на зимнем аэродроме |
|
Уголок неба. 2004
|