Як-9Б (бомбардировщик) с двигателем ВК-105ПФ представлял собой истребитель-бомбардировщик и являлся модификацией серийного Як-9Д N14-20.
Заводской индекс Як-9Л.
Модификация заключалась в том, что за кабиной летчика
между 2-й и 4-й рамами фюзеляжа (на месте задней кабины) были оборудованы четыре
бомбоотсека, расположенные попарно
один за другим (в виде труб) для подвески четырех фугасных
бомб ФАБ-100 или четырех кассет с противотанковыми авиабомбами ПТАБ массой 1,5
кг по 32 бомбы в каждой кассете. Стрелковое вооружение как у Як-9Д.
Бомбоотсеки значительно расширили диапазон боевого применения самолета. Без
бомб Як-9Б мог использоваться как
фронтовой истребитель, а с бомбами - как скоростной истребитель-бомбардировщик
для атаки точечных, хорошо защищенных
целей.
Стенки отсеков были наклонены назад под углом 75° к продольной оси самолета.
Снизу каждый отсек закрывался отдельной створкой. Бомбы подвешивались в отсеки
стабилизаторами
вниз и удерживались от выпадания створками, которые, в свою
очередь, удерживались замками. В верхней части отсеков были
установлены регулируемые упоры, центрирующие бомбы ФАБ-100.
Сбрасывание бомб могло осуществляться попарно или залпом
путем открывания створок с помощью электроспусков, включаемых кнопкой на ручке
управления самолетом, или с помощью
аварийного механического сбрасывателя.
Порядок сбрасывания бомб устанавливался четырьмя тумблерами на левом борту
кабины. Для доступа к бомбоотсекам задняя прозрачная часть фонаря кабины была
выполнена легкосъемной.
Загрузка бомбоотсеков осуществлялась снизу с помощью переносной лебедки,
устанавливаемой над ними на спецферме. При
этом необходимо было поднимать хвост самолета над землей на
0,5...0,6 м или устанавливать самолет над специально вырытой
в земле траншеей.
На подвеску двух ФАБ-100 требовалось 20 мин, четырех -
25 мин. Подвеска четырех кассет со 128 бомбами ПТАБ-2,5-1,5
занимала 22 мин.
Нормальный вариант бомбовой нагрузки 200 кг в двух передних отсеках
(ПТАБ-2,5-1,5 или две ФАБ-100). Полетная масса самолета в этом варианте - 3356
кг, центровка - 23,4%
САХ, противокапотажный угол при торможении - 25°15'. При
этом Як-9Б обладал некоторым запасом продольной статической
устойчивости и допускал пилотирование летчиками средней квалификации при
небольшой дополнительной тренировке,
Бомбовая нагрузка в 300 и 400 кг считалась перегрузочным
вариантом. Полетная масса самолета при 400 кг бомб - 3556
кг, центровка - 33,0% САХ, противокапотажный угол при торможении- 34°10'. В этом
варианте Як-9Б не обладал устойчивостью в продольном отношении. Полеты
разрешались только в
особых случаях и только для летчиков с хорошей и отличной
техникой пилотирования.
При загрузке Як-9Б двумя бомбами ФАБ-100 скорость его
уменьшалась на 2...3 км/ч, а при четырех бомбах на 5...7
км/ч. Время набора высоты 5000 м увеличивалось соответствен-
но на 0,5 мин и 1,5 мин. С 400 кг бомб и полной заправке горючего (485 кг) взлет
несколько усложнялся. Во время разбега самолет неохотно поднимал хвост.
Для обеспечения нормальной работы Як-9Б с 200 и 400 кг
взлетная дистанция до препятствия высотой 25 м должна была
быть на 300...500 м больше, чем для Як-9Д.
Бомбометание 300 и 400 кг бомб было допустимо только с
горизонтального полета ввиду того, что Як-9Б не удовлетворял
нормам прочности редакции 1943 г. для пикирующих бомбардировщиков.
Прицельное бомбометание можно было производить с горизонтального полета, на
выводе из пологого пикирования и с
пикирования под углами до 45°. При соответствующей тренировке летного состава в
бомбометании на выводе из пикирования
можно было добиться поражения целей размером до 50 м.
В зависимости от режима бомбометания существовали свои
способы и методы прицеливания. Использовались специальные
метки, нанесенные на остекленной части козырька фонаря и на
крыле, а также солдатики сигнализации положения опор шасси,
капот двигателя, патрубки и т.д. При этом требовалось определенное положение
корпуса головы и глаз летчика. Кроме того, требовалось производить строго
регламентированные довороты самолета на цель.
Например, при бомбометании с горизонтального полета
летчик должен был визировать цель по капоту двигателя, затем
наметить впереди цели хорошо заметный ориентир и в момент
прихода цели к носу самолета продолжать полет в том же направлении в течение 3
с, отсчитывая время произнесением чисел
21, 22, 23, после чего сбросить бомбы. Направление полета
при отсчете времени выдерживалось по ориентиру.
Модификацию Як-9Д в истребитель-бомбардировщик ОКБ выполнило ровно за один
месяц - к 20 марта 1944 г. Госиспытания проходили в четыре приема: на облет и
взвешивание -
23-24 марта 1944 г.; на определение характеристик устойчивости и управляемости -
23 мая - 11 июня; контрольные испытания первого серийного самолета - 12-19 июля;
на штопор - в
июле-августе 1944 г. (летчики А.Г.Прошаков, Ю.А.Антипов,
А.Г.Кубышкин, ведущий инженер А.Т.Степанец).
Войсковые испытания Як-9Б проходил в 330 иад (командир
дивизии гв. полковник Ф.И.Шинкаренко) с 18 декабря 1944 г.
по 20 февраля 1945 г.
Было произведено 2494 боевых самолето-вылетов с бомбометанием, сброшено 51047
бомб общей массой 356,5 т, проведено
53 воздушных боя, сбито 25 самолетов противника, в том числе
20 FW-190, 2 Me-109, 1 Арадо-56, 2 He-129. Потери Як-9Б в
воздушных боях - 4 сбито и 4 подбито.
В результате бомбометаний выведено из строя и уничтожено
много техники и живой силы противника: танков - 29, бронетранспортеров - 11,
автомашин - 1014, автоцистерн - 17, тракторов - 3, орудий - 7, паровозов - 18,
железнодорожных
вагонов - 161, станционных зданий - 20, складов горючего - 4
и т.д.
Несмотря на положительные результаты боевого применения,
Як-9Б получил по итогам войсковых испытаний, в общем, неудовлетворительную
оценку вследствие отсутствия специального
прицела для бомбометания; сложности пилотирования при бомбовой нагрузке 500 и
400 кг и полной заправке горючего, а также наличия таких дефектов, как зависание
авиабомб при бомбометании с пикирования под углом 45...50°, трудность загрузки
и разгрузки самолета бомбами и др.
По этой причине, а также вследствие близкого окончания
Великой Отечественной войны была построена лишь войсковая
серия Як-9Б (в феврале-марте 1944 г.) в количестве 109 машин. Ими была полностью
вооружена одна 130 иад на 3-м Белорусском фронте, в которой одна эскадрилья,
построенная на средства артистов московского театра, называлась "Малый театр -
фронту".