Як-9М (модифицированный) с ВК-105ПФ и винтомВИШ-105СВ-01 являлся модификацией Як-9Д и отличался от него
в основном тем, что фюзеляж самолета был выполнен по типу
Як-9Т, т.е. со смещенной на 400 мм назад кабиной летчика.
Эта модификация была выгодна в производстве, так как
позволяла унифицировать конструкцию фюзеляжей, используя их
в зависимости от потребностей для выпуска Як-9Т либо Як-9Д.
Кроме того, на Як-9М осуществлены крупные изменения и
доработки, улучшающие боевые и эксплуатационные качества. На
нем были устранены все конструктивные и производственные дефекты, отмеченные в
рекламационных актах, дефектных ведомостях, протоколах НКАП и ВВС; усилено крыло
(увеличена толщина
обшивки, применена бакелитовая фанера, увеличена площадь
приклейки обшивки к каркасу и т.д., в результате чего прочность крыла и фюзеляжа
доведена до технических требований);
установлены аварийно сбрасываемый фонарь кабины летчика, автомат регулирования
температуры воды АРТ-41, кнопочное управление рацией, фильтр-пылеулавливатель на
входе в двигатель; укорочена антенна; верхний луч на 260 мм и нижний - на
240 мм; механическая система перезарядки пушки заменена
пневмомеханической и др.
По запасу горючего и вооружению Як-9М был аналогичен
Як-9Д, а по расположению кабины летчика - Як-9Т. Перенос кабины назад на 400 мм
по сравнению с Як-9Д, практически не
ухудшив обзора, существенно улучшил противокапотажные свойства самолета. По
технике пилотирования и основным летно-тактическим
характеристикам Як-9М не отличался от Як-9Д и Як-9Т.
Модификация была произведена непосредственно на заводе
N153, выпускавшем Як-9Д и Як-9Т. Наименование Як-9М присваивалось всем самолетам
Як-9, начиная с N25-01, т.е. с первой
машины 25-ой серии.
Головной Як-9М проходил контрольные государственные испытания в НИИ ВВС с 17
по 27 декабря 1944 г. (летчик
В.Г.Иванов, инженер Г.А.Седов).
Серийно Як-9М выпускался с мая 1944 г. по июнь 1945 г.,
вплоть до освоения в производстве Як-9У с двигателем
ВК-107А. Всего выпущено 4239 самолетов.
С октября 1944 г. по мере поступления на завод N153 двигателей ВК-105ПФ2 их
стали устанавливать на Як-9М. До этого
весь выпуск ВК-105ПФ2 направлялся для установки на Як-З.
Одна из модификаций Як-9М предназначалась для войск ПВО. Як-9М ПВО с двигателем
М-105ПФ (ПФ2) представлял собой
модификацию фронтового истребителя Як-9М с тем же двигателем, предназначался для
использования в системе противовоздушной обороны страны и отличался установкой
оборудования
для обеспечения полетов ночью и в плохих метеоусловиях, а
также несколько меньшей полетной массой.
Оборудование Як-9М ПВО включало в себя фару ФС-155, вариометр ВР-2,
радиополукомпас РПК-10М, многоканальную радиостанцию РСИ-4М с приемником РСИ-6МУ
и передатчиком
РСИ-ЗМ-1, радиоопознаватель СЧ-З, световую сигнализацию положения шасси (кроме
двух зеленых лампочек на приоорной доске имелись еще две красные лампочки).
Полетная масса Як-9М ПВО снизилась за счет уменьшения
запаса горючего с 480 до 420 кг, масла с 45 до 30 кг, снятия
брони - 16 кг и осуществления других более мелких мероприятий.
Выпуск Як-9М ПВО определялся постановлением ГКО, в соответствии с которым
НКАП должен был поставлять ВВС для формирования частей ПВО с 1 января по май
1943 г. 32 машины
ежемесячно, с 1 августа 1943 года каждый десятый самолет от
выпускаемой продукции, а после насыщения частей ПВО самолетами Як-9 последние
изготовлять по особой договоренности
между ВВС и НКАП.