Як-9Т (танковый) с двигателем М-105ПФ, винтом ВИШ-105СВдиаметром 3,0 м и мощным пушечным вооружением представлял
собой одну из первых (наряду с Як-9Д) модификаций серийного двухбачного Як-9 и отличался от него главным образом вооружением.
Вооружение Як-9Т состояло из мотор-пушки ОКБ-16 11П-37
(впоследствии названной НС-37) калибра 37 мм и одного синхронного пулемета УБС.
Общая масса вооружения 315,5 кг против
168,3 кг у двухбачного Як-9, вооруженного одной пушкой ШВАК
и одним пулеметом УБС.
Разработка пушки 11П-37 была начата в 1941 г. группой
инженеров под руководством А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова.
Наземные испытания были очень успешными и закончились в
августе 1942 г. Пушка выдержала также войсковые испытания на
самолетах ЛаГГ-З в апреле-мае 1943 г., после чего была окончательно принята на
вооружение.
Пушка располагалась в развале двигателя для стрельбы через полый вал редуктора и
втулку винта и крепилась в двух
точках: к двигателю и планеру. Ствол выступал из кока винта
на 160 мм, вследствие чего общая длина Як-9Т составляла 8,66
м против 8,50 м у Як-9.
Пулемет располагался, .как обычно, с левой стороны верх-
ней части фюзеляжа и предназначался для пристрелки перед открытием огня из
пушки. Емкость патронных ящиков: при свободной укладке - 30
снарядов для пушки и 200 патронов - для пулемета, при тщательной укладке - 32
для пушки и 220 для пулемета.
Питание пушки и пулемета - непрерывное, с помощью рассыпающейся ленты из
металлических звеньев.
Гильзы и звенья от пулемета собирались в специальный отсек фюзеляжа, а от пушки
- в гильзо-звеньесборник, расположенный под оружием.
Перезарядка оружия пневматическая. Управление огнем пушки и пулемета -
раздельное, кнопочное, от электропневмоспусков ЭПС-1, кнопки которых размещались
на стандартной ручке
управления самолетом.
Прицеливание при стрельбе по воздушным целям, как обычно, производилось
наводкой самолета с помощью механического
кольцевого прицела ВВ-1 (воздушного визира), состоящего из
кольца, расположенного внутри кабины летчика, и мушки на фюзеляже перед
бронекозырьком.
Для стрельбы по наземным целям на передней кромке крыла
были нанесены метки, которые обеспечивали постоянство ввода
самолета в пикирование и необходимую дистанцию для открытия
огня.
Установка большой и тяжелой 37-мм пушки (длина - 3400
мм, масса - 150 кг) потребовала внесения в конструкцию Як-9
ряда существенных изменений. Был усилен силовой каркас фюзеляжа в передней
части. Для размещения на самолете казенной
части пушки и сохранения центровки в допустимых пределах кабина летчика была
сдвинута назад на 400 мм, что несколько
ухудшило обзор передней полусферы (на посадке), но улучшило
обзор задней (в полете). Благодаря заднему расположению кабины, приведшему к
смещению центровки назад, Як-9Т обладал
меньшей инертностью, чем другие самолеты, что позволяло летчику выполнять боевой
маневр, упреждая противника.
Установка 37-мм пушки требовала повышения качества производственного
выполнения самолета, в первую очередь - качества монтажных работ, так как
большая отдача при стрельбе
(примерно 5500 кг) приводила к нарушению соединений трубопроводов, а также
появлению трещин и разрушению отдельных деталей.
Согласно постановлению ГКО от 18 февраля 1943 г. все самолеты Як-9, в том
числе Як-9Т, должны были с 1 марта
выпускаться в варианте дальнего истребителя с запасом горючего 480 кг. Такая
заправка в начальной стадии полета приводила к ухудшению летных характеристик,
особенно скороподъемности и маневренности в вертикальной плоскости. Поэтому
Як-9Т продолжали выпускаться с 330 кг горючего и полетной
массой 3025 кг.
С этой полетной массой Як-9Т по своим летно-пилотажным
характеристикам стоял на уровне двухбачного Як-9, несколько
уступая ему в вертикальном маневре и намного превосходя по
мощности огня. По массе секундного залпа Як-9Т превосходил самолеты
Me-109G-2 трехточечный - в 2,24 раза, пятиточечный - 1,16
раза; Me-110 - в 1,31 раза; FW-109A-8 - в 1,09 раза.
По сравнению с Me-109G-2, вооруженным тремя пушками и
двумя пулеметами, Як-9Т имел преимущество в горизонтальной
скорости до высоты 4600 м. На высоте 4600 м скорости были
одинаковыми, а выше преимущество переходило к Me-109G-2.
По вертикальной скорости Як-9Т несколько уступал
Me-109G-2 до высоты 2500...3000 м и выше 4000 м. В диапазоне
высот 3000...4000 м вертикальные скорости Як-9Т и Me-109G-2
были практически одинаковы.
По горизонтальной маневренности Як-9Т имел явное преимущество перед Me-109G-2 до
высоты 5000 м за счет меньших радиуса и времени виража.
В вертикальном маневре преимущество за Як-9Т сохранялось
до высоты 3000 м; на высотах 3000...4500 м показатели были
одинаковы, а выше - преимущество переходило к Me-109G-2.
Me-109G-2 имел тяжелое управление и при перетягивании
ручки сваливался в штопор. На пикировании он несколько уходил от Як-9Т, однако
на выходе из пикирования требовал от
летчика очень больших усилий, и поэтому вывод получался медленным, с растянутой
по времени и пространству траекторией.
Эти обстоятельства способствовали успешной атаке Me-109G-2
нашими самолетами за счет упреждения на выходе из пикирования и на горке.
Me-109G-2 имел плохой обзор задней полусферы, и летчик не видел зашедшего ему в
хвост самолета. К тому
же Як-9Т мог вести наступательный бой даже на виражах.
Як-9Т построен ОКБ А.С.Яковлева в январе 1943 г. согласно постановлению ГКО от
25 декабря 1942 г., проходил испытания вооружения в НИПАВ (научно-испытательный
полигон авиационного вооружения) с 10 января по 12 февраля 1943 г. и летные
испытания в НИИ ВВС с 15 февраля по 4 марта (летчик
В.И.Хомяков, ведущий инженер по самолету А.Т.Степанец, по
вооружению - Л.И.Лось).
Серийно Як-9Т строился на заводе N153 с марта 1943 г. по
июнь 1945 г. Всего выпущено 2748 самолетов.
Як-9Т начал эксплуатироваться в начале 1943 г. С конца
этого года он с успехом использовался для борьбы с судами
противника на Черном море.
Войсковые испытания на боевое применение проводились на
34-х самолетах Як-9Т с 5 июля по 6 августа 1943 г. на Центральном фронте в 16 ВА.
На Як-9Т летали 80 летчиков шести
полков, входивших в состав 273 иад 6 иак (истребительного
авиакорпуса) и 1 гв. Сталинградской иад. Было проведено 78
воздушных боев (из них 31 результативный), в которых помимо
Як-9Т участвовали Як-1, Як-7Б и Як-9 (428 самолето-вылетов,
включая 150 на Як-9Т). Уничтожено 110 самолетов противника,
в том числе: FW-190 - 54, Me-109 - 4, Ju-87 - 31, Ju-88 -
14, He-111 - 7. Из них на Як-9Т сбито 49 (44,5%). Свои поте-
ри - 36 самолетов, в том числе 12 Як-9Т.
Средний расход боеприпасов на один сбитый самолет: 147
снарядов калибра 20 мм (самолеты Як-1, Як-7Б, Як-9), 31 снаряд калибра 37 мм
(Як-9Т), 123 снаряда калибра 12,7 мм (все
самолеты).
С 17 августа по 18 сентября 1943 г. 12 самолетов Як-9Т
проходили войсковые испытания совместно с тремя Як-9Д в 18
гв.иап 1 ВА на Западном фронте. На самолетах Як-9Т было выполнено 172 боевых
вылета с общим налетом 151 ч 54 мин, проведено 47 боев, сбито 9 и подбито 2
самолета противника, в
том числе FW-190 - 4, He-111 - 4, Ju-87 - 2, FW-189 - 1. Потеряно три Як-9Т.
Появление на фронте Як-9Т произвело большое моральное
воздействие на противника и существенно облегчило проведение
воздушных боев нашими истребителями других типов, взаимодействовавших с Як-9Т.
До этого самолеты FW-190, имея довольно сильное вооружение, охотно шли в
атаку на встречных курсах в воздушных боях
с Як-1. После появления Як-9Т они стали избегать лобовых
атак самолетов "Як".
Наличие 37-мм пушки позволило существенно увеличить дистанцию открытия огня.
Не уменьшая вероятности поражения самолета противника, это в то же время
уменьшило возможность
поражения летчика самолета Як-9Т огнем стрелка бомбардировщика.
Наивыгоднейшие дистанции открытия огня из 37-мм пушки:
по истребителям - 400...100 м, по бомбардировщикам -
600...500 м. Однако для расстройства строя бомбардировщиков
противника возможно было ведение огня с расстояния
1000...1200 м при наличии осколочных снарядов с самоликвидаторами.
Опыт боевого применения Як-9Т показал, что схема его вооружения с НС-37 и УБС
в тактическом отношении весьма выгодна. Попадание одного снаряда в самолет
противника приводило
его полному разрушению. А бронебойные снаряды пушки НС-37
легко пробивали броню немецких танков толщиной 30 мм на дистанции 500 м под
углом до 45°.
Большая эффективность 37-мм снаряда и ограниченность боекомплекта требовали
от летчика ведения только прицельной
стрельбы короткими очередями из одного-двух, максимум трех
снарядов.
Стрельба длинными очередями приводила к непроизводительной трате боеприпасов,
так как после 2...3 выстрелов, вследствие сильной отдачи пушки, самолет сбивался
с линии прицеливания, опуская нос, что вызывало недолеты при стрельбе по
наземным целям и снижение трассы - при стрельбе по воздушным
целям. Для продолжения стрельбы необходимо было восстанавливать прицеливание.
Устойчивость полета при стрельбе из пушки зависела, естественно, от скорости
полета и длины очереди: чем больше
скорость полета и меньше длина очереди, тем меньшее влияние
оказывала сила отдачи пушки на направление полета.
Як-9Т успешно применялся для борьбы с самолетами противника как истребительного,
так и бомбардировочного типа. Среди летного состава Як-9Т пользовался большой
популярностью и
высоко оценивался благодаря установке мощного оружия и хорошим летным данным.
В заключении по войсковым
испытаниям отмечалось, что:
1) самолет Як-9Т является нужным
для ВВС КА истребителем;
2) при формировании частей
истребительной авиации полки целесообразно делать смешанными, включающими в свой
состав 30...50% самолетов "Як" с обычным вооружением и 70...50% самолетов с
пушкой 37 мм;
3) самолетами Як-9Т целесообразно
вооружать части с летным составом, хорошо владеющим воздушной стрельбой. Летчик,
летающий на Як-9Т, должен быть своего рода воздушным снайпером и уметь поражать
врага наверняка - с первого выстрела.
Создание в разгар войны Як-9Т с мощной скорострельной
пушкой калибра 37 мм и его быстрое освоение в производстве и
в эксплуатации сыграло большую роль в завоевании нашей авиацией превосходства в
воздухе.