Як-9УВК-105ПФ2 с винтом ВИШ-105В-01 - это последняя и наиболее совершенная во всех
отношениях, кроме вооружения, модификация Як-9 с двигателем
М-105. Самолет был создан на базе Як-9Т М-105ПФ и отличался
от него улучшенной аэродинамикой, уменьшенной массой конструкции, увеличенной
мощностью двигателя, а также улучшенными
условиями работы летчика и повышенной надежностью самолета в
эксплуатации, что было ранее осуществлено и хорошо себя зарекомендовало на Як-З
ВК-105ПФ2. Внешне Як-9У отличался от
Як-З лишь более низким и имевшим неразрезные щитки шасси.
От серийного Як-9Т самолет Як-9У имел следующие основные
отличия. В крыле - изменена центральная часть в связи с установкой в крыле
маслорадиатора по типу Як-З; снята весовая
компенсация с элеронов; установлены полотняные перегородки,
закрывающие щели между крылом и элеронами; установлены замки
на крыльевые щитки шасси (ранее замки были на посадочных
щитках); произведена полировка передней кромки крыла.
В фюзеляже - полотняная обшивка заменена на фанерную
толщиной 2 мм; улучшена герметизация (установлены две перегородки); управление
стопором хвостового колеса вместо педалей ножного управления связано с ручкой
управления самолетом.
В бронировании - срезана сверху бронеспинка, установлены
переднее и заднее бронестекла, подлокотник, надголовник;
бронирование обеспечивало защиту летчика от пуль калибра
7,92 мм под углами: в вертикальной плоскости +30°, -15°, в
горизонтальной плоскости +/-20°.
В ВМГ - мощность двигателя увеличена до 1180 л.с. за
счет повышения давления наддува с 1050 до 1100 мм. рт.ст.;
установлен винт ВИШ-105СВ-01 с профилированными комлями;
бензобаки защищены протектором облегченного типа (толщина
протектора снизу - 7 мм, сверху - 1 мм), расходный бачок защищен проектором
толщиной 13,7 мм; запас горючего уменьшен с
480 до 320 кг и масла - с 40 до 25 кг; установлены новые водо- и маслорадиаторы
с большей охлаждающей поверхностью; установлены новые туннели водо- и
маслорадиаторов в соответствии с рекомендациями ЦАГИ; управление заслонкой
водорадиатора осуществлено с помощью автомата регулирования
температуры воды АРТ-41; изменена конструкция всасывающего
патрубка; установлены индивидуальные выхлопные патрубки двигателя.
В вооружении - вместо мотор-пушки HС-37 калибра 37 мм с
боезапасом 30 снарядов и одного пулемета УБС калибра 12,7 мм
с боезапасом 200 патронов установлены мотор-пушка ВЯ-23 калибра 23 мм с
боезапасом 60 снарядов и два пулемета УБС с
боезапасом по 170 патронов. Была предусмотрена возможность
замены мотор-пушки ВЯ-23 на ШВАК, Б-20 и HС-37, причем в
последнем случае снимался правый пулемет УБС.
Высокая начальная скорость снаряда пушки ВЯ-23 в сочетании с его мощным
разрушающим действием позволяли успешно
вести борьбу не только с воздушными, но и наземными целями.
Попадание снаряда в бензобак сопровождалось взрывом, в крыло -
появлением пробоины размером около 0,75 м¤. С расстояния 400
м снаряды пушки ВЯ-23 пробивали броню толщиной до 25 мм.
В оборудовании - управление радиостанцией осуществлено с
помощью кнопок, установленных на секторе газа, увеличена емкость кислородного
баллона с 2 до 4 л; объем и размещение
оборудования в кабине максимально приближены к объему и размещению в стандартной
кабине истребителя. Полетная масса
Як-9У по сравнению с Як-9Т снижена и составляла 2900 кг для
эталона 1944 г.
Як-9У был построен ОКБ А.С.Яковлева в одном экземпляре в
ноябре 1943 г. как эталон Як-9 на 1944 г. Он проходил заводские испытания в
декабре 1943 г., поступил на госиспытания в HИИ ВВС 2 января 1944 г., проходил
доводку вооружения
со 2 по 25 января 1944 г., летные испытания с 17 января по
11 марта 1944 г. (летчик В.И.Хомяков, ведущий инженер
М.А.Пронин).
Во время испытаний отмечалось, что по технике пилотирования Як-9У не
отличается от серийных самолетов Як-9; рулить
удобно; в полете самолет устойчив и легок в управлении на
всех скоростях; пилотаж выполнять приятно и неутомительно;
улучшение аэродинамики и повышение мощности двигателя заметно увеличили
скорость, улучшили скороподъемность и маневренность; автоматическое управление
стопором хвостового колеса
и створками водорадиатора значительно облегчает работу летчика; схема вооружения
- наиболее приемлемая для самолетов
Як.
По своим летно-тактическим характеристикам Як-9У
ВК-105ПФ2 превосходил все ранее выпускавшиеся серийные самолеты Як-1, Як-7 и
Як-9 с ВК-105ПФ. Так, по сравнению с Як-9Т
максимальная скорость во всем диапазоне высот была больше на
23...26 км/ч, время набора высоты 5000 м - меньше на 0,7
мин, набор высоты за боевой разворот - больше на 90 м.
Максимальная дальность полета Як-9У на высоте 1000 м при
наивыгоднейшем режиме составляла 850 км, что являлось отступлением от
установленной ГКО 26 октября 1943 г. дальности
1400 км для серийно выпускаемых самолетов Як-9.
В акте по госиспытаниям было рекомендовано внедрить в
серийное производство все изменения, связанные с облегчением
самолета и улучшением его аэродинамики (перечислены выше),
установку фонаря кабины с прямыми боковыми и передним стеклами, управление
стопором хвостового колеса и другие более
мелкие изменения.
Серийно Як-9У ВК-105ПФ2 с указанным выше вооружением не
строился ввиду того, что пушка ВЯ-23 по массе и скорострельности не вполне
удовлетворяла требованиям ВВС и поскольку
наиболее распространенный в то время вариант вооружения (одна мотор-пушка ШВАК и
один синхронный пулемет УБС) позволял
более легко обеспечить заданную тактико-техническими требованиями дальность
полета 1400 км.