Як-9УТ с двигателем ВК-107А и винтом ВИШ-107ЛО - это модификация серийного Як-9У N 39-083 с теми же двигателем ивинтом, отличающаяся более мощным пушечным вооружением.
Взамен мотор-пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом 120
снарядов и двух синхронных пулеметов УБС калибра 12,7 мм с
боезапасом по 150 патронов на Як-9УТ были установлены легкая
37-мм мотор-пушка H-37 с боезапасом 30 снарядов и две синхронные пушки Б-20
(Б-20С) калибра 20 мм с боезапасом по 120
снарядов. Внешне самолет отличался от Як-9У выступающим из
кока винта дульным тормозом пушки H-37.
Была предусмотрена возможность замены (в заводских условиях) мотор-пушки H-37
калибра 37 мм на мотор-пушки Б-20М
калибра 20 мм, HС-23 калибра 23 мм, H-45 калибра 45 мм. В
последнем случае одна (правая) пушка Б-20С должна была сниматься.
Возможность установки различных мотор-пушек без существенных переделок и
перекомпоновок в самолете являлась ценной
и позволяла в серийном производстве быстро переходить на любой вариант
вооружения в зависимости от требований ВВС. Каждому варианту вооружения,
естественно, соответствовали свои
полетная масса, центровка, противокапотажный угол и летно-тактические
характеристики.
Что касается пилотажных качеств и штопорных характеристик Як-9УТ, то они при
всех вариантах вооружения оставались
примерно одинаковыми и такими же, как у серийного Як-9У
ВК-107А.
Максимальная скорость у земли - 578 км/ч и на 2-й границе высотности 4900 м -
671 км/ч (т.е. практически, как у серийного Як-9У ВК-107А); время набора высоты
5000 м на режиме
максимальной скороподъемности - 5,2 мин; практический потолок - 10 700 м;
дальность полета на режиме сравнительной
скоростной дальности (на 0,9 максимальной скорости) на высоте 5000 м составляла
690 км, продолжительность полета на том
же режиме - 1 ч 22 мин.
По технике пилотирования Як-9УТ практически не отличался
от Як-9У ВК-107А, за исключением того, что нагрузки на ручку
от элеронов и, особенно, от руля высоты были чрезмерно велики (это наиболее
серьезный дефект самолета).
Для Як-9УТ было характерно то, что температуры воды и
масла находились в пределах нормы как на режиме максимальной
скороподъемности, так и в горизонтальном полете с максимальной скоростью.
Як-9УТ с мотор-пушкой H-37 и двумя синхронными пушками
Б-20С имел секундную массу залпа 6,0 кг/с и уступал только
Як-9УТ с пушкой HС-45 калибра 45 мм (9,3 кг/с) и Ла-7 с четырьмя пушками HС-23
(7,3 кг/с). Вооружение Як-9УТ обеспечивало эффективное поражение воздушных целей
и возможность
использования самолета для штурмовки железнодорожных эшелонов, автомашин и
легких бронированных объектов. При стрельбе
Як-9УТ вел себя более устойчиво во всем диапазоне скоростей
и при всех эволюциях, чем Як-9Т и Як-9К, за счет уменьшения
силы отдачи пушки H-37 по сравнению с HС-37, а также расширения диапазона
скоростей. При длине очереди из H-37 в 4-5
выстрелов прицеливание практически не сбивалось, что обеспечивало увеличение
меткости огня.
Як-9УТ выпущен ОКБ в феврале 1945 г. согласно постановлению ГКО от 29 декабря
1944 г. Он проходил государственные
испытания с 8 по 29 марта 1945 г. (летчик А.А.Манучаров, инженер Г.А.Седов).
Эталон Як-9УТ 1945 года испытывался с 17 марта по 9 июля
1945 г. В заключении HИИ ВВС по результатам госиспытаний
эталона отмечалось, что Як-9УТ с данным вооружением является
нужным для ВВС СА самолетом и может быть рекомендован для
запуска в серийное производство.
Як-9УТ ВК-107А строился серийно с февраля по май 1945 г.
с мотор-пушкой HС-23 (а не H-37) и двумя синхронными пушками
Б-20С. Всего построено 282 самолета.
В последние недели войны одна из частей, перевооруженных
на Як-9УТ, уничтожила в 19 воздушных боях 28 самолетов противника, в том числе
27 FW-190A-8 и 1 Me-109G-6, потеряв
только два своих самолета.