Як-9В (вывозной) с двигателем ВК-105ПФ2 представлял
собой двухместный с двойным управлением вывозной самолет и пред назначался для
вывозки и тренировки летного состава школ и строевых частей ВВС.
В конструктивном отношении он являлся модификацией серийного Як-9Т (а также
переделывался из Як-9М) и отличался тем, что имел две размещенные одна за другой
кабины - для учлета (передняя) и для инструктора (задняя), - прикрытые общим
фонарем.
Подвижные части фонарей обеих кабин оборудованы механизмами аварийного
сбрасывания, причем для передней кабины подвижная часть фонаря взята с серийного
самолета, а для задней кабины - разработана заново; в передней кабине вместо
бронеспинки установлена фанерная спинка сидения летчика; задняя кабина
оборудована ручным и ножным управлениями; на ручке управления самолетом в задней
кабине установлен рычаг управления тормозами колес и кнопка, при нажатии которой
управление тормозами в передней кабине выключалось и вступало в работу
управление тормозами в задней кабине; для управления ВМГ в задней кабине
установлены сектор газа, рычаг управления шагом винта и переключатель магнето;
на приборной доске задней кабины установлены магнитный компас, указатель
скорости, высотомер, аэротермометры масла и воды, тахометр и другие необходимые
приборы; в фонаре между кабинами установлена прозрачная перегородка; в обеих
кабинах установлены механизмы регулировки высоты сидений в полете; в задней
кабине установлены кран и рычаг аварийного выпуска шасси. Объем маслобака
уменьшен с 60 до 51 л, снята система заполнения бензобаков нейтральным газом,
сняты протекторы бензобаков; вместо пушки HС-37 калибра 37 мм и синхронного
пулемета УБС в развале двигателя установлена мотор-пушка ШВАК с боезапасом 90
снарядов; на правой консоли крыла установлен фотокинопулемет ПАУ-22 с
управлением от кнопки, ранее предназначавшейся для управления огнем пулеметов.
Оборудование Як-9В было более совершенным, чем у Як-7В, и включало в себя
самолетное переговорное устройство (СПУ); приемопередающую радиостанцию РСИ-6МУ,
допускавшую передачу из любой кабины и одновременный прием обоими членами
экипажа; радиополукомпас РПК-10М и авиагоризонт АГ-2.
Объем оборудования Як-9В обеспечивал полеты днем в условиях видимости земных
ориентиров на высотах до 4500 м (кислородное оборудование отсутствовало).
Установка второй кабины и снятие пушки HС-37 практически не изменило полетной
массы по сравнению с Як-9Т, но привело к существенному сдвигу центровки назад -
до 26,5% САХ против 21,85% САХ.
При 2700 об/мин, закрытых фонарях обеих кабин и установке заслонок радиаторов по
потоку Як-9В имел максимальную скорость на 4 км/ч меньше, чем у серийных Як-9Т с
тем же двигателем ВК-105ПФ2. Для учебно-тренировочного самолета такое снижение
скорости являлось вполне допустимым. По всем остальным летно-тактическим
характеристикам (скороподъемности, маневренности, взлетно-посадочным свойствам,
штопорным характеристикам, дальности и продолжительности полета и т.д.)
Як-9В практически не отличался от Як-9Т, что являлось большим достоинством
самолета. По технике пилотирования, а также простоте выполнения посадок Як-9В
несколько отличался в худшую сторону, вследствие недостаточной продольной
устойчивости из-за смещения центровки назад. Выполнение фигур высшего пилотажа и
посадок усложнилось, но незначительно.
Головной Як-9В ВК-105ПФ2 проходил госиспытания в HИИ ВВС с 10 по 17 апреля 1945
г. (летчик-испытатель В.Г.Иванов, ведущий инженер Г.А.Седов).
Як-9В строился серийно в течение двух лет - с августа 1945 г. по август 1947 г.
Всего выпущено 793 машины, из них 456 заново и 337 переделаны из Як-9М. Як-9В,
как и его предшественник Як-7В, сыграл исключительно важную роль в подготовке
кадров летного состава.