Планер А-1 (У-с4, т.е. "учебный,
серии 4) являлся распространенным учебным планером. Помимо первоначального
обучения, планер использовался для парения над склонами в потоках обтекания.
Прототипом А-1 был планер "Стандарт-2" созданный О.К.Антоновым в 1930 г.
Планер А-1 является родоначальником ряда пилотажных планеров различного
назначения. Парители П-с1 и П-с2 ("Упар"), пилотажно-буксировочные планеры Б-с4
и Б-с5, двухместные учебные планера У-с5, У-с6 и А-2 сохранили все характерные
черты конструкции планера А-1, вплоть до одинаковых узлов и деталей.
Планер А-1 представляет собой четырехподкосный моноплан с высокорасположенным
крылом. Фюзеляж заменен плоской центральной фермой и хвостовой балкой, несущей
хвостовое оперение. Балка соединена шарнирно с центральной фермой и вместе с
килем расчалена к крылу четырьмя проволочными расчалками.
Особенностью конструкции планера А-1 является возможность складывания хвоста
вбок, вдоль размаха крыла, без нарушения при этом регулировки тросов управления
рулями. Складной хвост облегчает эксплуатацию планера, упрощает его заводку в
ангар, облегчает перевозку и уменьшает необходимое для хранения место.
Второй особенностью планера А-1 является съемный обтекатель пилотского места.
Планер взлетал и садился с использованием лыжи на нижней части фюзеляжа, но так
же могло использоваться и деревянное колесное шасси.
Колеса диаметром 300 мм изготавливались обычно из дерева с фанерными дисками.
Обод колеса оковывался листовой сталью или оклеивался кожей.
Большой опыт эксплуатации планера А-1 показал, что по своим летным и
эксплуатационным данным он отвечал своему назначению учебной машины.