АС-4 - одноместный планер-паритель, выпускаемый компанией Авиастроитель из города
Пенза. Конструкция планера разработана Владимиром Егоровичем Федоровым. Планер АС-4 это компактный, спортивный, планирующий летательный аппарат, влетающий с буксира. Самый легкий планер серии АС. Отличается легкостью сборки и
разборки. Исключительно простая конструкция. Характеризуется широкой универсальностью применения. Высокие пилотажные характеристики и отличная управляемость.
Отличается невысокой ценой.
Фюзеляж планера АС-4 это "монокок", изготовленный из высокопрочного пенопласта и стеклоткани пропитанной эпоксидной смолой. Конструкция имеет необходимый
запас прочности.
Крыло трапециевидное с размахом 12,6 метров. Крыло имеет значение удлинения 20,5. Для изготовления крыла, был использован профиль FX60-157, разработанный в
Германии, специально для планеров. Это стандартный ламинированный профиль, используемый на всех моделях серии АС. Ламинарный профиль отличается высоким
значением максимальной подъемной силы, но и высокими требованиями к волнистости. Волнистость профиля вдоль, по американскому стандарту имеет значение не более
0,1 мм.
Выбранный размах и удлинение крыла дают время перекладки из крена +45 град. в крен -45 град. на спирали, менее чем за 3 секунды, при скорости планера 90
км/ч. Удельная нагрузка на крыло при взлетном весе 250 кг составляет 32,5 кг/кв.м. Вес консоли крыла 38 кг. Управления элеронами и воздушными тормозами
реализуется системой поперечных тяг, соединенных в центре.
У планера АС -4 шасси представляет конструкцию с одним убираемым основным и не убираемым хвостовым колесом. Колесо камерного типа имеет размеры 310 мм. Посадка основного колеса через шарикоподшипник. Система амортизации отсутствует. Тормозная система – барабанная. Привод тормоза – тросовая система типа Боуден-трос. Управление тормозом с помощью рычага велосипедного типа, расположенного на рукоятке управления. Хвостовое колесо, стабилизирующее движение при пробеге, не убираемое. Хвостовое колесо свободно вращающееся, диаметром 200 мм.
На планере АС-4 установлена одноместная кабина, фонарь которой состоит из двух частей. Лобовая часть фонаря неподвижно закреплена. Центральная часть фонаря
открывается вправо. Аварийный сброс фонаря, производится двумя красными рукоятками, размещенными по обеим сторонам нижней части обвода фонаря. Обзор кабины
составляет не менее 300 градусов в направлении вверх и по сторонам.
Планер АС-4 имеет кабину, рассчитанную на комфортное размещение, спортивного телосложения пилота ростом до 190 см и весом до 120 кг. По длине регулируются спинка кресла управления и педали руля. Приборная доска позволяет разместить на ней не только весь перечень стандартных пилотажно-навигационных приборов, но и необходимые дополнительные приборы. Антенна УКВ радиостанции размещена в киле. Как на всех моделях АС, привязная система стандартная 4-х точечная.
Планер выпускается в нескольких версиях : АС-4А - с неубирающимся основным шасси. Эта конструкция соответствовала требованиям, предъявленным участникам конкурса
"Планер Мирового класса", АС-4Б - с неубирающимся основным шасси и с носовым колесом. Эта модель удобна для первоначального обучения, АС-4С - с
убирающимся основным шасси.
На базе АС-4 так же выпускается АС-4-115 - развитие модели планера АС-4, который был спроектирован по техническим условиям Международного Планерного Комитета
ФАИ для участия в конкурсе "Планер Мирового класса". Благодаря малому весу (менее 115 кг) планер не подлежит государственной регистрации, что освобождает
владельца от тягот общения с представителями разнообразных служб и от ежегодных финансовых затрат в обмен на право летать .
Важной особенностью АС-4-115 является возможность использование пара- и дельтапланерных средств запуска в свободный полет. Планер разбирается-собирается вдвоем
за 5-10 минут. Для его хранения и транспортировки спроектирован контейнер.
В 2020 году в воздух поднялся AC-4-115 Jet, оснащенный двумя ТРД JetCat P300 Pro с тягой 300Н каждый. Расход топлива на
максимальном режиме 1,2 л/мин каждый. Объем бака 40 л. Время запуска и выхода на режим около 1,5 минут. Запуск в воздухе возможен до высоты 2500 м при скорости
100-120 км/ч.
Кроме ТРД компания Авиастроитель так же решила испытать на АС-4 электродвигатель, в результате появилась модель АС-4-ДУ с с двумя неубирающимися
электромоторами, мощностью по 10 КВт каждый. Заряда батарей хватает на взлет с набором высоты до 1000 метров и на долет в 70-80 км при прямолинейном
полете». Готовый самолет будет летать до 1 часа на двигателях в зависимости от режима полета. Интересно, что всё в конструкции АС-4-ДУ (кроме батарей) создано в
России. Самолет собран из углепластиковых элементов, размах крыльев составляет 13,5 метров.