АС-5 - одноместный планер-паритель, выпускаемый компанией Авиастроитель из города
Пенза. Планер оборудованный убираемой и выпускаемой в полете винтомоторной установкой, обеспечивающей автономный взлет, а так же при
необходимости продолжение полета в моторном режиме при отсутствии восходящих потоков.
Основная модификация - АС-5М, оснащенная канадским двухтактным двигателем Zanzottera MZ-35R мощностью 26 л.с. Проект по созданию мотопланера
АС-5М стартовал в 1998 году. На базе планера AC-4C был спроектирован, изготовлен и испытан опытный образец. Всего было произведено и реализовано 35
мотопланеров АС-5М. Практически все они были проданы в Америке, 10 планеров - в Англии, 2 - в Канаде, по одному - в Греции, Голландии и Новой Зеландии,
остальные в США. Один мотопланер - в России. Получены сертификаты США и Англии.
Фюзеляж типа "монокок", а так же все рулевые аэродинамические поверхности изготовлены из стеклоткани, пенопласта и эпоксидной смолы. Просторная кабина
планера позволяет удобно разместиться в ней даже широкоплечим пилотам ростом 180 - 190 см. Пилотская кабина имеет повышенный запас прочности, оснащена
регулируемыми, в соответствие с ростом пилота, педалями руля направления и перемещаемой спинкой сидения.
Фонарь кабины предоставляет пилоту полный обзор внекабинного пространства в пределах углов не менее 300 градусов: "слева-вверх-направо".
Лобовое стекло фонаря фиксировано, а его центральная часть может открываться и откидываться направо благодаря шарнирной подвеске.
Компактная приборная доска имеет достаточно свободного пространства для размещения стандартного комплекта пилотажно-навигационных
приборов. Возможна заказная конфигурация, включая электронный вариометр или другие приборы. Применена стандартная 4-х точечная привязная система. В киле
размещена антенна УКВ.
Крыло планера трапециевидной формы в плане, большого удлинения
= 20.6, применен ламинарный профиль FX60-157 с высоким значением максимальной подъемной силы. Крыло планера выполнено из облегченного многослойного
композита, по современной технологии в прецизионных матрицах с использованием отверждения в вакууме. Процесс изготовления всех композиционных элементов
включает их термообработку при температуре 70ºС в течение 16 часов. Крыло имеет размах 12,6 м и выполнено из 2-х разъемных частей (левой и правой
консолей), которые могут быть сняты для транспортировки или хранения. На верхней части крыла размещены воздушные тормоза (интерцепторы) выдвижной
конструкции, выполненные по традиционной схеме "Schempp-Hirth".
Система управления
полетом состоит из обычного управления по трем осям и управления интерцепторами, служащими для управления траекторией и скоростью. Закрылков нет. Руль
высоты, элероны и интерцепторы управляются с помощью металлических труб. Тяги управления элеронами и интерцепторами автоматически подсоединятся во время
установки крыльев. Для управления рулем направления используются металлические троса.
Мотопланер обладает высокоманевренными свойствами: время перекладки на спирали из крена –45 градусов в +45 градусов составляет не более
3,5 секунд.
Двигатель 2-х тактный, одноцилиндровый, может быть установлен в одном из
2-х вариантов: карбюраторного или инжекторного типа. Для установки на мотопланер двигатель модифицирован: изменена выхлопная система и глушитель.
Двигательный отсек расположен в центральной части фюзеляжа, позади стыковочного отсека с крыльями. Силовая установка закреплена в
двигательном отсеке на раме подъемного механизма, которая крепится на силовых шпангоутах фюзеляжа.
Подъемный механизм при выпуске/уборке двигателя приводится в действие вручную с помощью механического привода и рычагов управления,
расположенных в пилотской кабине. Непосредственно перед подъемом двигателя необходимо открыть створки двигательного отсека, а затем выполнить подъем и
фиксацию силовой установки. Для окончательной фиксации двигателя в выпущенном положении должны быть закрыты основные створки отсека.
Мотопланер AC-5M оснащен убираемым основным колесом. Амортизаторы отсутствуют. Баллон колеса D=310мм надежно поглощает ударные нагрузки;
хвостовое колесо D=220мм стабилизирует прямолинейное движение на пробеге. В конструкцию основного колеса вмонтированы шариковые подшипники, а так же
тормоз "барабанного" типа, приводимый в действие с помощью тросовой проводки типа "Боуден". Тормоз управляется рычагом велосипедного типа, установленным
на ручке управления.
С 2003 года началась производство
модификации АС-5МР с четырехцилиндровым 80-сильным двигателем Rotax 912UL, позволяющий достигать высоты полета более 6000 м. АС5-МР
является одноместным самолетом с малым расходом топлива (6 литров на 100км при скорости полета 120 - км/час). Продолжительность полета может быть
увеличена до 12 и более часов установкой дополнительных баков.
Может использоваться для деловых полетов и мониторинга. Возможна установка более мощных модификаций двигателя (100 л.с. и 115 л.с.).
Летательный аппарат легко разбирается и собирается. Управление элеронами, воздушными тормозами и рулем высоты при сборке стыкуется автоматически. В
разобранном виде буксируется легковым автомобилем в специальном прицепе, который может использоваться как хранилище.
Последним вариантом мотопланера стал АС-5К. Это легкий, круизный летательный аппарат с двухтактным двигателем Simonini Victor 1
мощностью 44 л.с. Может использоваться, как буксируемый планирующий планер или как взлетающий и осуществляющий полет самостоятельно. Особенность АС-5К -
убирающаяся внутрь фюзеляжа винтовая установка. Двигатель расположен внутри фюзеляжа, сзади кабины.