В 1996 году фирмой "Alexander Schleicher GmbH & Со" (Германия) начинается серийное производство рекордного гоночного планера второго поколения
ASW-27 (первый
полет прототипа состоялся на год раньше). Планер 15-ти метрового класса создан по проекту выдающегося конструктора Герхарда Вайбела (Gerhard Waibel),
который и предоставил нам материалы для этой статьи. Замечательно то, что и фирма и сам конструктор внесли весомый вклад в становление и развитие современного
планеризма. Фирма "Alexander Schleicher" первой в мире приступила к серийному производству планеров. Компания основана в 1927 году и на протяжении всего срока
своего существования является бессменным лидером в своей области. Кроме того, сегодня она является единственной фирмой, которая производит все типы планеров,
начиная от учебных и заканчивая рекодными одно- и двухместными планерами открытого класса. Сейчас в мире насчитывается более 8600 планеров, выпущенных фирмой "Alexander
Schleicher".
ASW-27 - планер 15-ти метрового класса, созданный с использованием новейших технологий. Их применение в предыдущей конструкции фирмы "Schleisher" - планере
стандартного класса ASW-24 - позволило сделать большой шаг вперед. Для крыла и стабилизатора были использованы современные аэродинамические профили с
применением турбулизаторов пограничного слоя. Материал конструкции - преимущественно пластики с угольными и арамидными волокнами. Благодаря таким новшествам на
планере стандартного класса были достигнуты характеристики, близкие к данным планера 15-метрового класса - ASW-20, который строился по общепринятой технологии
из пластиков, армированных стекловолокном.
Максимальное число узлов и агрегатов, технологические процессы производства ASW-27 уже применяются при выпуске ASW-24, аналогично тому, как это было ранее при
постройке планеров ASW-19 и ASW-20. Но по сравнению с ASW-24 требовалось получить более высокие летные данные, кроме того, необходима была и модификация
хвостового оперения, согласно требованиям к планеру 15-м класса.
Интенсивные исследования, проведенные фирмой "Schleisher", позволили получить важные данные для конструирования винглет, которые стали характерной особенностью
ASW-27. Профиль крыла в области законцовок был модифицирован для работы при малых числах Рейнольдса, а в месте сочленения крыла и фюзеляжа - для получения
минимального сопротивления интерференции. ASW-27 создавался исключительно как планер 15-метрового класса без малейших компромиссов для увеличения размаха крыла
или установки двигателя. Такой подход к проектированию был вызван тем, что эти аспекты уже решены на спортивном мотопланере 18-метрового класса ASH-26.
Благодаря оптимизации крыло ASW-27 имеет очень высокое удлинение, а малая корневая хорда позволила удлинить кабину пилота по сравнению с ASW-24 и немного
опустить и расширить заднюю часть фонаря.
Исследования, проводимые в области синтетических волокон, привели к созданию высокопрочных полиэтиленовых волокон, которые, отличаясь чрезвычайной легкостью,
при добавлении в углеволокно позволяют получить высокие энергопоглощающие свойства. Использование таких материалов дало возможность улучшить характеристики
ударо-поглощения кабиной ASW-27 в случае аварийной ситуации при одновременном уменьшении ее веса.
Средняя масса пустого ASW-24 составляет 235 кг. Благодаря меньшей площади крыла и уменьшению массы фюзеляжа, для ASW-27 этот параметр составляет всего лишь 225
кг. При площади крыла 9 кв.м и максимальной полетной массе (с водобалластом) 500 кг можно изменять нагрузку на крыло в пределах от 35 кг/кв.м (90кг на пилотском
месте) до 55,6 кг/кв.м (с полным водобалластом).
Дополнительной особенностью 27-го является посадочная конфигурация с опущенными элеронами. Несмотря на малую хорду управляющих поверхностей, это дает
возможность получить крутую посадочную глиссаду при малой скорости планирования.
Поскольку в сечении крыла использован тонкий профиль, оно оборудовано трехсекционными интерцепторами, результирующая эффективная площадь которых больше, чем у
ASW-20.
Как итог плодотворного сотрудничества аэродинамиков и материаловедов и здоровой конкуренции между производителями планеров, достигнут уникальный результат:
планер 15-метрового класса имеет такие же летные данные, какие 20 лет назад имели планеры открытого класса о размахом крыла 20 м, например, ASW-17 или ЛАК-12.
Техническое описание.
Планер сертифицирован согласно требованиям норм летной годности JAR-22 (категория U) и требованиям LBA (авиационной администрации Германии) для планеров,
изготовленных из композиционных материалов.
Назначение: тренировочные, спортивные и рекордные полеты в 15-метровом классе FAI, полеты в облаках и сложный пилотаж.
Фюзеляж имеет безопасную закрытую кабину монококовой конструкции, выполнен из композиционных материалов с использованием угольных, арамидных, полиэтиленовых и
стекловолокон. Вентиляция кабины производится через впускное отверстие в носу планера и два плавно регулируемых выпускных, одно расположено в передней части
кабины, другое - по правому борту.
Фюзеляж может быть оборудован двумя различными буксировочными замками:
- комбинированным замком TOST CO., расположенным недалеко от центра тяжести планера и предназначенным для запуска лебедкой, этот замок в полете закрыт створками
шасси;
- носовым замком TOST, предназначенным для буксировки за самолетом.
Шасси - убираемое, состоит из основной стойки и хвостовой опоры. Основная стойка оборудована резиновым амортизатором и имеет подкос со слабым звеном для
предотвращения разрушения стойки в случае грубой посадки. Колесо основной стойки 5.00-5 (приблизительно 350 X 125 мм) оборудовано дисковым гидравлическим
тормозом, управление которым находится на ручке управления интерцепторами. В полете основная стойка убирается в герметичную, изолированную от основного объема
фюзеляжа водонепроницаемую нишу. Хвостовая опора - резиновое надувное колесо 210 X 65 мм или пенопластовая пята с износостойким покрытием.
Фонарь полнообзорный, без переплета, с левой стороны расположена сдвижная форточка. Фонарь открывается вперед-вверх. Задняя часть выполнена согласно требованиям
безопасного сброса фонаря. Силовая рама несет на себе две консоли, справа и слева, для установки фотоаппаратов.
Приборная доска сделана поднимающейся вместе с фонарем, но даже при полностью открытом фонаре приборы защищены от внешних воздействий (солнечные лучи и т.п.).
При сбрасывании фонаря приборная доска удаляется вместе с фонарем, при этом приборы остаются на планере. Такое решение позволило сделать максимально удобным
доступ к приборному оборудованию.
Планер оборудован двумя типами датчиков статического давления: первые расположены слева и справа на хвостовой балке фюзеляжа (ASI); другие, ТЕ-компенсаторные
(никса), с трехканальным насадком - расположены на киле. В киле также расположены антенна УКВ и контейнер для аккумуляторной батареи. Второй блок аккумуляторов
монтируется в специальном отсеке позади кабины пилота. В зависимости от веса пилота выбирается наиболее оптимальное размещение аккумуляторов. В кабине
предусмотрен отсек для установки кислородного баллона объемом 3 литра слева от главного силового шпангоута.
Место пилота оборудовано регулируемой спинкой. Она выполнена как одно целое с подголовником и имеет чашку для размещения парашюта. Регулировка производится в
трех фиксированных положениях, при необходимости спинка легко снимается. Пилотское сидение и подголовник обшиты овчиной.
Крыло трапециевидное с одним изломом по передней и задней кромкам, разъемное, состоит из двух консолей. Современный ламинарный профиль крыла был разработан
профессором Т. X. Дельфтом в Институте Авиации и Аэрокосмических Технологий Германии специально для ASW-27 и испытан в аэродинамической трубе того же института.
Особенностью этого профиля является то, что точка перехода ламинарного потока в турбулентный на нижней поверхности находится позади щели между крылом и
управляющими поверхностями даже при больших скоростях. На законцовках, при переходе к винглете, профиль модифицирован.
Панели крыла выполнены трехслойными, несущие слои -углепластик, заполнитель - твердый пенопласт. Полки лонжерона также углепластиковые. Для стыковки консолей
лонжерон одной консоли продлен в виде специального языка, а на другой выполнена ответная вилка. На концах языка и вилки выполнены специальные штыри для
восприятия поперечных нагрузок. Такая схема крепления крыла стала уже классической в планеростроении, так как позволяет изгибающий момент от крыла замкнуть на
лонжероне, а на фюзеляж передаются только поперечные силы, что дает значительную экономию в весе. На верней поверхности размещены трехсекционные интерцепторы,
которые убираются в герметичный отсек в крыле. Герметизация производится с помощью цилиндрических пружин, прижимающих верхние пластины интерцепторов, которые
контактируют с воздушным потоком. Проводка управления в крыле жесткая. Все щели между крылом и управляющими поверхностями плотно закрыты пластиковой лентой.
Турбулизатор потока расположен на нижней поверхности элеронов и закрылков. Элероны и закрылки углепластиковые, выполнены с несущей обшивкой, что дает
максимальную жесткость при минимальном весе. Масса одной консоли крыла, включая бак для водобалласта, равна 58 кг.
Баки водобалласта размещаются в передней части крыла. Каждый бак имеет две секции для облегчения взлета с неполным водобалластом. Конструкция баков и дренажной
системы выполнена таким образом, чтобы избежать разрушения конструкции планера от воздействия воды. Благодаря новой конструкции лонжерона и носиков нервюр
получено хорошее, с точки зрения изменения центровки, размещение балласта, что избавило от необходимости применения дополнительного бака в киле. Заправка
производится через два сливных отверстия, расположенных на нижней поверхности крыла слева и справа от фюзеляжа (как на "Янтаре"). Объем водобалласта - два
крыльевых бака по 50 л и 35-литровый бак в фюзеляже. Возможна, по желанию заказчика, установка двух крыльевых баков по 65 л.
Горизонтальное оперение имеет специально разработанный для ASW-27 профиль с очень низким значением коэффициента профильного сопротивления. Стабилизатор выполнен
из углепластика. Перед осью вращения руля высоты сверху и снизу наклеены турбулизаторы. Киль выполнен из стеклопластика для обеспечения радиопрозрачности для
антенны УКВ. Рули направления и высоты углепластиковые, трехслойной конструкции с сердцевиной из твердого пенопласта. Все щели закрыты пластиковой лентой.
Система управления. Закрылки, элероны, руль высоты и интерцепторы имеют жесткую бесшумную проводку управления на шарикоподшипниках, тяги стыкуются автоматически
при сборке планера. Руль направления имеет мягкую проводку, состоящую из двух спальных тросов, перемещающихся в полиамидных трубках. Все узлы навески
управляющих поверхностей на крыле и стабилизаторе оснащены игольчатыми подшипниками или легкосъемными пластиковыми подшипниками-втулками. Ручки управления и
качалки установлены также на шарикоподшипниках. Это обеспечило получение минимальных потребных усилий пилота для управления планером, что в конце концов делает
полет более комфортным, усталость пилота наступает гораздо позже, чем на других планерах.