Помогая другим, С.В.Ильюшин напряженно работал и над проектами своих планеров.
Анализируя результаты первых планерных испытаний, развитие планерного спорта за
рубежом, прежде всего в Германии, Ильюшин пришел к выводу, что для массовой
подготовки молодых планеристов необходимо иметь три типа планеров -учебный,
тренировочный и планер-паритель. Над проектами таких планеров АВФ-4, АВФ-14 и
АВФ-5 Сергей
Владимирович напряженно работал вплоть до весны 1924 г. Здесь впервые
проявляется такая характерная черта творческой деятельности С.В.Ильюшина, как
комплексный подход к решению поставленной задачи.
Постройка учебного АВФ-4 началась в марте 1924 г. в кружке рабочего факультета
Института путей сообщения, что и определило название планера - "Рабфаковец". По
схеме и конструкции "Рабфаковец" являлся дальнейшим развитием планера "Мастяжарт",
и его иногда называли АВФ-3бис. От своего предшественника он отличался большими
площадью и удлинением крыла, а также гондолой, в которой размещалась кабина
пилота. По сравнению с "Мастяжартом" кабина пилота была вынесена вперед по
отношению к крылу, что позволило сместить центровку и улучшить продольную
устойчивость планера. Постройка планера была завершена в мае 1924 г.
Планер-паритель АВФ-5 "Мастяжарт-2" коренным образом отличался от своего
одноименного предшественника 1923 г. Это был расчалочный моноплан-парасоль с
крылом большого удлинения (12,5), что позволяло повысить аэродинамическое
качество планера и улучшить его планирующие свойства. Отличительной чертой АВФ-5
являлось устройство поперечного управления: элероны отсутствовали, а вместо них
применялось "гоширование" - искривление поверхности самого крыла. Такое
поперечное управление, которое ранее устанавливалось на первых самолетах типа "Ньюпор"
и "Моран", было применено, по всей вероятности, для уменьшения веса и упрощения
конструкции крыла. Строили планер в планерном кружке Мастерских тяжелой
артиллерии в Лефортове.
Тренировочный планер АВФ-14 был создан в мастерской Академии Воздушного Флота.
Он представлял собой свободнонесущий моноплан с крылом большого удлинения
(13,6), укрепленным сверху относительно невысокого фюзеляжа. Крыло в плане имело
дугообразную переднюю и прямую заднюю кромки, большую долю задней кромки крыла
занимали элероны. Летчик помещался в кабине фюзеляжа перед передней кромкой
крыла.
Сейчас трудно представить, как удавалось С.В.Ильюшину совмещать напряженную
учебу в Академии Воздушного Флота и общественную работу в ОДВФ с проектированием
и постройкой планеров. Он всегда аккуратно и точно, два раза в неделю, появлялся
в кружках, где строились его планеры, проверял ход работ, принимал решения при
возникновении конструктивных неувязок, давал задания кружковцам на следующую
неделю. И это в то время, когда, учитывая тогдашнее состояние общественного
транспорта в Москве, добраться из Петровского парка до Сущевского вала, а тем
более в Лефортово было очень трудно. Без сомнения вся эта напряженная работа
способствовала формированию в характере С.В.Ильюшина организованности, умения
рационально планировать и распределять свое время, лаконично и четко излагать
свои мысли товарищам по работе.
Постройка всех трех планеров была закончена к осени 1924 г. Учитывая
организационные способности и авторитет С.В.Ильюшина, руководство ОДВФ приняло
решение назначить его председателем оргкомитета по проведению вторых Всесоюзных
планерных испытаний. К участию в этих испытаниях в планерных кружках Москвы и
других городов страны подготовили уже 48 планеров - рекордных, тренировочных,
учебных и экспериментальных. Технический комитет снова возглавил профессор
В.П.Ветчинкин. По сравнению с прошлогодними испытания на прочность проводились
по более совершенной методике - планеры-монопланы в перевернутом положении
устанавливались на козлы, после чего на крылья в определенном порядке
накладывались мешки с песком, создавая двукратное нагружение конструкции крыла.
При этом измерялась величина прогиба крыла. После таких испытаний к полетам было
допущено 42 планера.
7 сентября 1924 г. С.В.Ильюшин от имени ОДВФ СССР объявил вторые Всесоюзные
планерные испытания открытыми. В них участвовали все три планера Ильюшина. Среди
них наибольшее количество полетов было выполнено на АВФ-4 "Рабфаковец". Планер
обнаружил полную пригодность для учебных целей. По воспоминаниям В.С.Пышнова,
летавшего на "Рабфаковеце", "...планер легко взлетал, хорошо управлялся и летал
на небольшой скорости, так что инструктор мог бежать около планера и давать
курсанту указания". На этом планере было выполнено большое число полетов, и для
многих планеристов полет на "Рабфаковце" явился своеобразным воздушным
"крещением".
После завершения испытаний АВФ-4 получил вторую премию по классу учебных
планеров, и его чертежи с описанием постройки были размножены для планерных
кружков ОДВФ. Интересно отметить, что спустя полвека одним из наиболее удачных
отечественных планеров первоначального обучения, строившегося в большой серии,
был признан планер литовского конструктора Б.И.Ошкиниса БРО-11 "Пионер", схема и
конструкция которого имели большое сходство с планером АВФ-4 "Рабфаковец".
Планер-паритель АВФ-5 "Мастяжарт-2" первый полет выполнил с вершины горы
Узун-Сырт под управлением летчика Б.Н.Кудрина. Полет показал хорошие летные
качества планера, послушность управлению. Однако во время этого полета
обнаружилось, что большой размах и недостаточная жесткость крепления крыла из-за
применения гоширования приводят к сильному прогибу крыла под действием
восходящих потоков. В связи с этим С.В.Ильюшин, во избежание излишнего риска,
распорядился выполнять полеты на этом планере только с пологих склонов.
Тренировочный планер АВФ-14 также выполнил ряд удачных полетов, но пилотирование
затрудняло слишком низкое расположение крыла: как при взлете, так и при посадке
существовала опасность соприкосновения крыла планера с землей и его поломки.
С.В.Ильюшин внимательно следил за полетами своих планеров, сам подлетывал на
"Рабфаковце", но практически все его время на этих испытаниях занимала работа в
Техническом комитете. И неудивительно: в испытаниях принимали участие планеры
самых разнообразных конструкций - монопланы, бипланы, бесхвостки, они
отличались между собой по силовым схемам, конструкции, производственному
исполнению, порой кустарному. Все эти машины следовало изучить, проверить их
расчеты, оценить прочность, устойчивость и управляемость и после этого разрешить
полеты - или с пологих склонов горы, или с вершины горы Узун-Сырт. Однако,
несмотря на принятые меры, вторые Всесоюзные планерные испытания были омрачены
тяжелыми летными происшествиями.
11 сентября погиб слушатель академии летчик П.Н.Клементьев, летевший на планере
АВФ-11 собственной конструкции. Взлет с вершины горы прошел вполне благополучно,
и планер стал плавно скользить вдоль гребня горы. Через некоторое время планер
накренился, крен быстро увеличивался, раздался треск, и крылья планера сложились
кверху... Еще до этого рокового полета по рекомендации Ильюшина на АВФ-11 было
усилено крыло, но видимо применявшееся Техкомом прочностное испытание планеров
на двукратную нагрузку оказалось недостаточным. После этой трагедии по настоянию
С.В.Ильюшина все планеры, предназначенные для полетов со склонов горы Узун-Сырт,
вторично подвергли тщательной проверке, вплоть до осмотра мельчайших болтиков и
шплинтов. Тем не менее, 23 сентября произошла еще одна трагедия. Летчик
К.А.Рудзит на планере "Бумеранг" совершил планирующий полет с горы в долину.
После посадки планер, оставленный без присмотра, опрокинуло порывом ветра.
Аппарат не получил видимых повреждений, однако второй полет К.А.Рудзита на
"Бумеранге" закончился для него гибелью: в воздухе у планера разрушились крылья.
Эти трагические случаи без сомнения определили ту характерную в последующем для
С.В.Ильюшина строгость в оценке рассматриваемой конструкции, его стремление в
процессе проектирования и разработки рабочих чертежей нового самолета обеспечить
высокий уровень надежности и безопасности полета для экипажа и пассажиров.