Махолёт, или орнитоптер - летательный аппарат тяжелее воздуха, движителем
которого является машущее крыло. Таким образом летают птицы, насекомые и летучие
мыши, и человек издавна стремился имитировать их полёт.Интерес к махолётам
связан с тем, что теоретически они могли бы иметь вертикальный взлет и посадку,
подобно вертолётам, а в горизонтальном полёте приближаться по эффективности к
самолётам. Однако применение к машущему крылу современных методов расчёта
свидетельствует, что такие крылья даже менее эффективны, чем вертолётный несущий
винт. Это связано с тем, что вертолётная лопасть описывает полный круг, не
совершая возвратно-поступательных движений. Машущее крыло же в начале и в конце
цикла взмаха неизбежно должно остановиться. В этот момент его скорость
относительно воздуха, и, следовательно, подъёмная сила равна нулю. Кроме того,
машущее крыло значительно конструктивно сложнее вертолётной лопасти, что делает
его гораздо тяжелее.
В 1921, в 1934 и 1935 Б. И. Черановский проводил опыты по полётам на
орнитоптерах-планёрах, третий из которых получил именование БИЧ-18.
10 августа 1937 г. совершил
первый полет мускулолет БИЧ-18 конструкции Б. И. Черановского. В этот
день пилот Р. А. Пищуев совершил четыре налета.
БИЧ-18 – биплан с шарнирно
закрепленными крыльями, которые приводились в движение пилотом. Над
фюзеляжем крылья совмещались единым шарниром, относительно которого
происходило их движение. Маховое движение заключалось в переменном
сближении и разделении крыльев (конструкция типа "двойных ножниц").
Размах крыла мускулолета
БИЧ-18,8 м, удлинение при горизонтальном положении крыльев - 7, их
площадь -10 м2 (площади верхних и нижних крыльев равны). Нагрузка на
несущую поверхность-13 кг/м2. Масса конструкции -72 кг, полетная – 130
кг.
Рулевые поверхности
БИЧ-18 классической схемы, управление осуществлялось с помощью ручки со
штурвалом. Крылья приводились в движение посредством тяг при действии
пилота на подвесные педали.
Испытывался БИЧ-18 по
специально разработанной программе, предусматривавшей испытания его
сначала как планера, а затем как орнитоптера.
Испытания выявили хорошие
качества планера. Устойчивость и управляемость его, независимо от
положения крыльев, были удовлетворительными. Вторая часть испытаний
показала, что машущий режим не дает значительного эффекта. Причина
заключалась в постоянстве угла установки крыльев и их жестком
аэродинамическом профиле.
Позднее конструктором были
проведены доработки: крылья были сделаны эластичными, но при испытании
их в полете наблюдались сильные вибрации. Испытания БИЧ-18 остались
незаконченными.