Известный советский авиаконструктор Б. И. Черановский проектировал и строил
летательные аппараты самых необычных схем, был основоположником отечественных
самолетов и планеров, выполненных по схеме "бесхвостка", создателем первого в
мире самолета "летающее крыло" с толстым аэродинамическим профилем. В 1947-1948
гг. в опытном конструкторском бюро Б. И. Черановский (ОКБ-МАИ) проводил работы
по созданию планеров, выполненных по схеме "летающее крыло", с крылом
параболической формы в плане.
Первым планером, спроектированным Б. И. Черановским в МАИ, был одноместный
экспериментальный планер Че-22 (БИЧ-22) , построенный по схеме "летающее
крыло". Крыло выполнено составным и образовано центропланом малого удлинения
параболической формы в плане, к центроплану пристыкованы консоли трапециевидной
формы большего удлинения. По концам консолей установлены вертикальные кили -
концевые шайбы. Имелся вариант планера Че-22 без концевых шайб (без
вертикального оперения). Задние кромки консолей и центроплана совпадали. По
задней кромке крыла размещались элероны (по консолям) и руль высоты (на
центроплане). Консоли имели прямую стреловидность. Рули, расположенные на них,
выступали за заднюю кромку центроплана. Профиль крыла разработан самим
конструктором планера. В средней части центроплана расположена кабина пилота,
закрытая спереди монолитным овальным фонарем, а сзади коническим обтекателем.
Масса конструкции планера 60 кг, размах крыла 7,5 м, площадь крыла 14 кв. м,
аэродинамическое качество 18. Конструкция планера - цельнодеревянная, обшивка из
фанеры и перкаля. Аэродинамические исследования моделей планера осуществлялись в
аэродинамической трубе МАИ.
Результаты экспериментальных исследований показали хорошую устойчивость и
управляемость предложенной аэродинамической схемы. В 1948 г. был построен
опытный экземпляр Че-22, результаты испытаний которого подтвердили расчетные
летно-технические характеристики. 17 июля 1949 г. во время авиационного парада в
Тушине летчик-испытатель И. А. Петров успешно выполнял на Че-22 фигуры сложного
пилотажа.
В ОКБ-МАИ параллельно шли работы по проектированию и созданию двухместного
планера типа "летающее крыло" - Че-23 с меньшими размерами и большой
стреловидностью консолей. Планер Че-23 представлял собой прототип сверхзвукового
самолета. Размах крыла аппарата был равен 6,7 м, удлинение крыла 3, максимальное
аэродинамическое качество 12,3. Планер Че-23 был поднят в воздух И. А. Петровым
в 1948 г.
После удачных летных испытаний планеров новой аэродинамической схемы ЦК ДОСАВ
заказал ОКБ Черановского серию из десяти планеров Че-22. В конце 1949 г. в
ремонтных мастерских ДОСАВ в пос. Черное Московской области с планером Че-22
произошла катастрофа, пилот-испытатель И. А. Петров погиб. Работа по выпуску
серии была прекращена.
В это время конструктор разрабатывал проекты сверхзвуковых самолетов типа
"летающее крыло" БИЧ-24 и БИЧ-26 с турбореактивным двигателем. В 1950 - 1951 гг.
в модельной мастерской аэродинамической лаборатории МАИ по чертежам Черановского
изготовлено несколько продувочных моделей самолетов и планеров, выполненных по
схеме "летающее крыло", для аэродинамических экспериментальных исследований их в
аэродинамической трубе. В 1951 г. по заказу ЦК ДОСААФ по чертежам Черановского
изготовлена модель планера типа "летающее крыло" - ТЛК, предназначенная для
исследований в аэродинамической трубе Т-1. Испытанию модели ТЛК предшествовали
испытания дужек специального профиля, разработанного Черановским. (Этот профиль
был использован при компоновке крыла планера.) Работы проводились в МАИ в 1952
г. Планер ТЛК стал прототипом сверхзвукового самолета БИЧ-26 - одной из
последних работ Б. И. Черановского.