На планере БИЧ-8 "Треугольник" конструкции Б.И. Черановского мною было
совершенно семь пробежек и 12 полетов, из которых четыре последних - с верхнего
старта Московской планерной станции.
При первых полетах машина имела тенденцию несколько идти на нос, но после того,
как на хвост был положен небольшой груз, это явление было устранено. Наиболее
интересным вопросом при испытании был вопрос устойчивости машины вообще и в
частности продольной устойчивости. Планер БИЧ-8 отличается как полной
устойчивостью в продольном и поперечном направлениях, так и устойчивостью пути.
Очень чуток на руль высоты и не любит резких движений. На малых углах имеет
большую скорость снижения, а нормально летит с углом около 3°. Однако при всех
возможных режимах не имеет тенденции к потере устойчивости, самопроизвольному
уменьшению или увеличению угла, а, наоборот, очень охотно идет за ручкой,
возвращаясь в исходное положение.
Скорости полета и снижения для подобной машины (если равняться по обычному типу
планера) довольно велики, порядка 22-25 м/с (по данным хронометража и
наблюдений, проводившихся 29 сентября с.г.).
Получается впечатление, что машина ходит на очень малых су (во всяком случае, не
на расчетных, полученных обычным путем). Отсюда - и такие скорости, и небольшое
практическое качество (12). Несомненно, имеет также очень большое значение и
крайне плохая внешняя аэродинамика этого планера, простоявшего без всякого
присмотра около года и поэтому сильно пострадавшего. Вырез у места пилота тоже
следовало бы закрыть. Кабина пилота очень неудобна, главным образом из-за своей
тесноты. Управление имеет очень малый ход ручки и отклонения рулей (особенно
элеронов), и хотя в полете по прямой почти не приходится работать рулями (и
машина их хорошо слушается), но все же лучше было бы иметь некоторый запас
отклонения ручки и самих рулей. Посадочный угол маловат. Вообще на посадку
машина довольно строга.
За время испытаний не было ни разу никаких неприятных случаев в воздухе или
поломок. Только во время последнего полета появились небольшие покачивания
машины, похожие на вибрации. Вероятно, причина этого явления кроется просто в
дряхлости машины и, надо сказать, в ее весьма неважном состоянии.
Последнее обстоятельство и заставило отказаться от дальнейших полетов на этом
весьма интересном планере. Можно только пожалеть, что наша планерная подсекция
так равнодушно и бесхозяйственно относится к экспериментальным машинам (вообще),
и в частности к бесхвостым машинам Черановского, так давно работающего в этой
области и имеющего целый ряд успехов. Опыт заграницы, в частности Германии,
только сейчас достигшей некоторых положительных результатов, собственно говоря,
должен послужить нам хорошим уроком и примером того, как можно и должно решать
новые проблемы авиации.
Планер БИЧ-8 построен одновременно с самолетом БИЧ-7 в мастерских ВВА в 1929 г.
и готовился к Всесоюзному планерному слету, но, не попав на слет, пролежал без
присмотра в отвратительных условиях целый год и не был испытан до самого
последнего времени.
Первое, что бросается в глаза, - это простота и малый вес конструкции планера.
Последнее качество будет, вероятно, присуще любой бесхвостой машине, так как
распределение всех нагрузок и отсутствие всех прочих, кроме крыла, отдельных
частей очень выгодно.
Планер представляет свободно несущее крыло, состоящее из трех частей.
Центральная часть крыла представляет одно целое с фюзеляжем. Машина целиком
построена из дерева и покрыта полотном. Передняя кромка крыла защищена фанерой
толщиной 1 мм. Скелет крыла представляет собой пространственную ферму,
образованную тремя лонжеронами ферменного типа, нервюрами и раскосами. Крепление
консолей к центроплану производится на стальных петлях. Фюзеляж обшит фанерой.
Лыжа крепится непосредственно к нему снизу. Амортизация - воздушная, посредством
велосипедной камеры. Рули высоты (они же элероны) расположены на концах крыла,
подвесные. Стабилизатор, регулирующийся на земле, подвешен посредине. Рули
направления находятся на концах консолей и управляются каждый порознь,
отклоняясь наружу и возвращаясь в нейтральное положение силой шнура
амортизатора.