Основным переходным планером от двухместных учебных планеров "Пионер",
"Ястреб" и "Жерав" долгие годы был УР-1 Grunau Beby 2А"). Но производство этого
планера свернуто еще в пятидесятых годах. Поэтому в 1963 году Общественному
конструкторскому бюро поручено разработать нового одноместного учебно
тренировочного планера. Над проектом работают инженеры Димитр Панчовски, Андрей
Влайчев, Кирил Варсамов и Димитр Канев. Активно включаются в работу, особенно во
время испытательных полетов доцент инж. Борис Стоянов и доцент инж. Любен Панов.
Прототип завершен в 1964 году. Испытания проводятся в августе. В ходе испытаний
устанавливается, что планер, названный "Бисер" (в переводе "жемчуг"), обладает
отличными качествами. Его кабина удобна и с отличным обзором. Воздушные тормоза
весьма эффективны и позволяют сделать точный расчет при посадке на площадки вне
аэродромов.
В 1965 году в мастерской ДОСО в гор. Михайловград приступают к серийному
производству планера "Бисер". Изготавливаются 34 планера, которые заменяют УР-1.
Планер "Бисер" имеет деревянную конструкцию. Верхнеплан с подкосным
прямоугольным крылом и Т-образными хвостовыми плоскостями. Система посадки
состоит из лыжи, колеса и хвостового костыля. Приборы в кабине позволяют
совершать полеты в сложных метеорологических условиях. Планер испытывается и в
фигурном пилотаже.
В 1966 году конструкторское бюро проектирует планер "Бисер-ламинар". Построен
прототип этого планера. Его фюзеляж как у "Бисер-стандарт", крыло - с ламинарным
профилем, кроме того имеет закрылки. Это - последний планер, построенный в
мастерской ДОСО. Он передан в эксплуатацию Центральному аэроклубу-Божуриште. В
конце 1969 года замирает всякая деятельность, связанная с производством
планеров. Как сказал известный болгарский планерист, заслуженный мастер спорта,
награжденный золотым значком "С" с алмазами, Иван Карапанчев, который лично
испытал большинство серийных и прототипных планеров:
"...От традиции в самостоятельной конструкторской и самолетостроительной
деятельности, ведущей свое начало с 1926 года, осталось лишь история,
воспоминания и мучительная боль!"
В 1972 году на базе планера "Бисер" был создан мотопланер "Мото-Бисер". На нем
установлен двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения лекгового автомобиля
"Трабант" на стойках над крылом. Винт - тянущий. Государственная
воздухоплавательная инспекция отказываеться дать разрешение на летные испытания.
Но 17.09,1972 г. без нужного разрешения, осуществляется первый полет. В кабине,
рискуя свои летные права, известный планерист Ангел Миланов. Планер взлетает на
расстояние 80 метров, вертикальная скорость подъема - 2 м/сек., максимальная
скорость - 100 км/час, а крейсерская - 70 км/ч. Во время испытаний
останавливался, и успешно запускался двигатель мотопланера.
После того инспектора проверяют досконально все документы, вся конструкция и в
конце концов разрешение получено.
Мотопланер имел бы большое значение для планерного спорта. Он значительно
удешевляет обучение, но остается лишь в виде прототипа. Но уже в Болгарии нет
авиационной промышленности, и негде произвести несколько десятков столь
необходимого планера. В более новые времена ведутся активные работы по
сооружению дельтапланеров и мотодельтапланеров. Их строят любительские клубы,
развернуто уже и серийное производство. Но истинной конструкторской и
производственной деятельности по созданию болгарских планеров для обучения и
высоких спортивных достижений уже 4 десятилетий в Болгарии не существует.