Уголок неба ¦ Bréguet Br.903

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная планеры
   Br.903
       
Разработчик: Breguet
Страна: Франция
Первый полет:
Тип: Высотный планер
  ЛТХ     Доп. информация
   


Как следует из типового номера, Br 903 был планером, но это планер не имел ничего общего с семейством спортивных и учебных планеров Br 900-906.

Данный летательный аппарат разрабатывался в Виллакубле Arsenal de l’Aéronautique (Arsenal) на основе довоенных проектов и с учетом немецких исследований, проведенных в ходе Второй Мировой войны. Работы велись под руководством Жарло (Jarlaud), Картье (Cartier) и Шнейдера.

После закрытия компании Arsenal контракт на постройку был передан компании SEVIMIA (Victor Minié Aéronautique), в которой этот стратосферный планер получил обозначение S-10. Именно под этим обозначением данный планер должен был стать известным.

В марте 1954 года компания Breguet, организовавшая планерное отделение, начала проектирование и постройку планера S-10, которому было присвоено типовое обозначение Breguet 903. Изготовление планера велось на заводе в Эр-сюр-л’Адур (Aire-sur-l’Adour) под руководством г-на Картье; руководство всей программой по-прежнему было возложено на Реймона Жарло.

Планер Br 903 предназначался для полетов на очень больших высотах (свыше 12000 метров). В стратосфере планер должен был метеорологическими исследованиями и изучением физики атмосферы.

Крыло планера имело деревянный силовой набор с двумя лонжеронами. Основной лонжерон был коробчатым и воспринимал основные нагрузки, а второй лонжерон был вспомогательным и предназначался для крепления элеронов и закрылков. Обшивка основной части крыла была фанерной, средств механизации – полотняной. Технологически крыло состояло из трех основных узлов: прикрепленного к фюзеляжу центроплана и двух внешних консолей. Воздушные тормоза устанавливались на верхнюю и нижнюю поверхности крыла. Целевые элероны занимали всю заднюю кромку внешних консолей; щелевые закрылки – заднюю кромку центроплана.

Фюзеляж планера был разъемным и состоял из трех частей:

  • передняя часть фюзеляжа представляла собой цилиндрическую герметичную кабину, изготовленную из облицованной стекловолокном фанеры. Задняя оконечность этой части являлась шпангоутом и представляла собой кессон, изготовленный из нержавеющей стали. Передняя оконечность состояла из трех полусферических оболочек, покрытых обтекателем из плексигласа. Эта застекленная носовая часть служила местом доступа пилота в свою кабину и выхода из нее и могла быть сброшена во время полета. В кабине пилот занимал лежачее положение на своего рода носилках, которые в экстренном случае должны были быть вытолкнуты наружу (после выталкивания носилки стабилизируются с помощью противоштопорного парашюта, а затем пилот отсоединяется от них и совершает посадку с помощью обычного парашюта);
  • центральная часть фюзеляжа, к которой крепились кабина пилота, крыло и шасси, имела своей основой ферму из стальных труб;
  • задняя часть фюзеляжа имела деревянный силовой набор и полотняную обшивку.

Хвостовое оперение было деревянным классического типа.

Шасси планера включало в себя основную убирающуюся одноколесную стойку с амортизатором и гидравлическими тормозами колеса, хвостовое колесо и убирающиеся боковые стабилизирующие стойки, размещенные на оконечностях центроплана крыла.

Система управления планера состояла из тяг, проходивших сквозь уплотнения в задней части кабины пилота.

Планер был оснащен системой кондиционирования воздуха, действовавшей в следующей последовательности:

  1. потоки воздуха смешивались вентилятором;
  2. сушка воздуха за счет пропускания через карбогель;
  3. удаление из воздуха углекислого газа при прохождении через натронную известь;
  4. нагрев электрической системой.

Подача кислорода обеспечивалась из бутылей (газообразный кислород). Планер должен был быть оснащен приемо-передающей УКВ-радиостанцией. Планировалось, что планер будет отцепляться от самолета-буксировщика на максимальной для последнего высоте полета при скорости 200 км/ч.

К сожалению, планер Breguet 903, постройка которого была чрезвычайно долгой, так никогда не поднялся в воздух.

В лаборатории компании Chausson планер участвовал в статических испытаниях, испытаниях на прочность кабины пилота (давление и пониженная температура). В 1958 году в Бретиньи герметичная кабина была испытана в барокамере.

Однако к этому времени интерес к «S-10» значительно ослаб. Помимо этого в компании стали менее оптимистичны в отношении высоты, которую мог бы достичь этот планер. В результате в начале 1960 года программа была закрыта.





 ЛТХ:
Модификация   Br.903
Размах крыла, м   24.20
Длина, м   11.50
Высота, м  
Удлиненние   14.00
Площадь крыла, м2   41.70
Нагрузка на крыло, кг/м2   18.60
Масса, кг  
  пустого   604
  максимальная взлетная   775
Максимальная скорость, км/ч   200
Макс. аэродинамическое качество  
Скорость МАК, км/ч  
Минимальное снижение, м/с   0.56
Скорость мин. снижения, км/ч   70
Практический потолок, м   12000
Макс. эксплуатационная перегрузка  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Br.903

  Схемы:

 Br.903

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин.Опытный высотный планер Breguet 903 (S-10)
DocAvia 6. Jean Cuny, Pierre Leyvastre. Les Avions Breguet (1940/1971)


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: