Гидропланер БРО-16 - одноместный биплан деревянной конструкции, предназначенный для обучения, а также показательных и тренировочных полетов. Это первая машина подобного типа,
созданная в Литовской ССР под руководством известного конструктора, ветерана советского планеризма Брониса Ошкиниса.
БРО-16 выпускается серийно и является "потомком" широко распространенного школьного планера БРО-11М, от которого заимствованы верхнее крыло, хвостовое оперение, ферма и система
управления. В средней части нижнего крыла размещена кабина пилота, представляющая плоскодонную лодку наборной конструкции, с обшивкой из фанеры толщиной 2 мм, оклеенной по наружной
поверхности стеклотканью на эпоксидной смоле. Кабина открытая, с ветровым стеклом под приборной доской. Для облегчения взлета лодка имеет небольшое подводное крыло, расположенное
на 200 мм впереди центра тяжести машины.
Крылья однолонжеронной конструкции; нижнее крыло, служащее опорой при кренах на малой скорости, а также для создания околоэкранного эффекта при взлетах и посадках, полностью обшито
фанерой и поверх фанеры оклеено перкалью. По конструкции нижнее крыло аналогично верхнему, но размах его уменьшен до 5,8 м.
Профиль крыла - ЦАГИ Р-II, 14%, профиль элеронов - ЦАГИ P-III, 16%. Управление планером смешанное: на руль поворота к руль высоты - тросовое, на элероны - жесткими тягами. Верхнее
крыло соединяется с нижним двумя парами профилированных подкосов, а растяжками из проволоки QBC - с носовой частью кабины и хвостовой фермой. БРО-16 поднимается в воздух на буксире
за быстроходной лодкой со стационарным двигателем, позволяющим развивать скорость не менее 50 км/ч. Буксировочный фал лучше всего применять синтетический, нетонущий, длиной от 50
до 150 м. От длины фала зависит высота полета на буксире {практически она составляет около 35% от длины фала). После отцепки планер может совершить свободный полет и посадку на
воду.
Как показал первый сезон эксплуатации БРО-16, планер надежен, прост в пилотировании и неизменно вызывает большой интерес у молодежи. На нем было совершено много полетов в литовском
центре водно-моторных видов спорта на Каунасском море.
Продолжая начатый рижскими студентами разговор об использовании акваторий для учебных и тренировочных полетов, редакция приветствует удачный опыт постройки безмоторного аппарата,
способного совершать взлет и посадку на воде. Гидропланеры, подобные БРО-16, могут быть построены не только в заводских условиях, но и на станциях юных техников, и в самодеятельных
коллективах.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
БРО-16 |
Размах крыла, м |
7.80 |
Длина , м |
5.24 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
16.50 |
Масса, кг |
|
пустого |
129 |
нормальная полетная |
204 |
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Макс. аэродинамическое качество |
|
Скорость МАК, км/ч |
|
Минимальное снижение, м/с |
|
Посадочная скорость, км/ч |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
БРО-16 |
Схемы:
|
БРО-16 |
|
Уголок неба. 2010
|