...Тихим летним вечером над акваторией Клайпедского порта появился диковинный летательный аппарат: его крылья были похожи на решетку, а пилот размещался в крошечной кабине,
напоминающей коляску для мотоцикла. Это был новый гидропланер БРО-17 "Уточка", конструкции Б. Ю. Ошкиниса - последний вариант БРО-16.
- Внешне каша "Уточка" очень напоминает БРО-16, -говорит Б. Ошкинис. - Однако есть в ней много новшеств. Прежде всего - щелевое крыло, примененное впервые в отечественном планеростроении. Его подъемная сила значительно больше, чем сплошного. Это позволило уменьшить размах, сэкономить вес и сделать весь планер несколько миниатюрнее. Оптимальная
скорость "Уточки" из-за щелевого крыла также снизилась; таким образом, если гидропланер БРО-16 можно было буксировать только катером с мощным стационарным двигателем, то для
буксировки "Уточки" вполне достаточно иметь мотолодку с подвесным мотором "Вихрь". Это, несомненно, будет способствовать более интенсивному развитию гидропланеризма.
"Уточка" достаточно технологична и проста по конструкции. Строительство таких гидропланеров можно наладить не только на специализированных предприятиях, но и на станциях юных
техников, и в школьных мастерских. Как показала жизнь, такую работу особенно легко и быстро осваивают авиамоделисты, ведь наш планер - это, но существу, большая летающая модель!
Я надеюсь, - сказал в заключение Б. Ошкинис, - что "Уточка" полюбится советским планеристам и откроет перед ними новые возможности, новые горизонты: освоение в качестве аэродромов
большого количества акваторий, которыми богата не только Литва, но и другие республики нашей страны.
Щелевое крыло конструктивно выполнено в виде трех секций с хордой 300 мм (профиль - Кларк V), собранных по однолонжеронной схеме, с заполнением легким пенопластом всей передней
части от лонжерона до носка. Каждая секция снаружи оклеена одним слоем тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле, что делает ее водонепроницаемой. Секции соединяются сплошными
усиленными нервюрами, а также концевой шайбой. К средней усиленной нервюре крепится металлический башмак верхнего узла подкоса, соединяющего крыло с балкой. Кабина пилота
представляет собой легкую лодку с деревянным каркасом и обшивкой из фанеры толщиной 2 мм, оклеенную одним слоем стеклоткани на эпоксидной смоле.
Для ускорения взлета на днище лодки установлено небольшое подводное крыло с размахом 600 и хордой 120 мм, выполненное из нержавеющей стали
. Поверхность крыла как сверху, так и снизу должна быть отполирована до зеркального блеска, равно как и стойки, которыми крыло соединяется с лодкой.
Для буксировки "Уточка" имеет в носовой части лыжи замок стандартного типа, открываемый ручкой с места пилота. При наборе излишнего превышения над буксирующим катером этот замок срабатывает автоматически и отцепляет планер. Буксировка осуществляется нетонущим полипропиленовым фалом толщиной около 10 мм,
выдерживающим не менее 1500 кг на разрыв; фал должен иметь на концах сварные (или точенные из стали 20) кольца, одно из которых зацепляется за крюк буксировочного замка планера,
другое - за буксировочный замок на катере. Эта схема полностью соответствует применяемой спортсменами-планеристами для буксировки планеров самолетом: при аварии или угрожающей
ситуации водитель катера также имеет возможность отцепить планер.
Первые буксировочные полеты должны выполняться строго против ветра, с соблюдением требований "Наставления по производству полетов" и следующих правил безопасности: пилот планера
должен иметь спасательный жилет, застегнутый на все застежки; на катере-буксировщике обязательно должен находиться второй человек - сцепщик, ведущий непрерывно наблюдение за
пилотом и активно помогающий водителю; во время буксировки на воде необходима дежурная вспомогательная мотолодка с медсестрой или аптечкой первой помощи, а также комплектом
спасательных средств (круги, жилеты).