Оригинальный цельнопластиковый сверхлегкий гидропланер схемы подкосный моноплан построили в 1981 г. Ч.Кишонас, К.Рикявичус и Б.Ошкинис. Его прототипом был планер
БРО-23КР.
Щелевое крыло до лонжерона оклеено тремя слоями 0,3-мм стеклоткани. Нервюры и лонжероны сплетены из стеклоткани с пропиткой смолой. Обшивка крыла - прозрачная лавсановая пленка. "Гарнис"
ставили на быстросъемные поплавки. Предусматривалась установка двигателя "Вихрь-25" с переделкой его на воздушное охлаждение. Мотопланер "Еарнис" участвовал в различных авиационных
праздниках и смотрах-конкурсах, в том числе СЛА-83 в Крыму и СЛА-85 в Киеве.
Первый пластмассовый экспериментальный учебный планер БРО-21 был построен в 1980 г. Эта конструкция демонстрировалась на чемпионате по планерному спорту среди юношей в Москве. Она
вызвала большой интерес участников. Аппарат высоко оценила республиканская макетная комиссия в Литве и признала годным для летных испытаний. Но, к сожалению, по ряду причин БРО-21
остался в единственном экземпляре.
Шесть месяцев при поддержке энтузиастов Ч. Кишонаса и К. Ринкявичюса на базе Каунасского дельтапланерного клуба мы работали над новой конструкцией БРО-23КР (заглавные буквы фамилий
конструкторов). Планер получил название "Гарнис" ("Аист").
На II чемпионате юных планеристов "Аист" был облетан. Сравнительные полеты на ЛАК-14 "Дрозд", БРО-11М, БРО-21 и БРО-23КР показали явное преимущество последней модели.
Фюзеляж БРО-23 мало чем отличается от БРО-21. Особое внимание в новой
модели уделено удобному расположению пилота в кабине, безопасности полетов в случае даже грубой посадки планера. Борта кабины облицованы микропористой резиной, сиденье изготовлено
из двух пенопластных опор. Толстая поролоновая спинка и мягкий подлокотник хорошо амортизируют удар при жесткой посадке. Пилот управляет планером сидя со значительным наклоном
назад.
Стойка трубки Пито и передний борт кабины - хороший ориентир относительно горизонта. В систему привязных ремней введены пружины из мягкой стали, которые могут поглощать
значительную часть энергии удара.
Фюзеляж имеет эластичный хвостовой упор из стеклопластика и пять резиновых опорных "ножек", к которым без прямого твердого контакта с конструкцией могут быть присоединены
посадочные устройства по выбору:
-
широкая стеклопластиковая лыжа для эксплуатации планера зимой;
-
эта же лыжа с колесиком для эксплуатации летом;
-
трехколесное швеей для обучения курсантов "самолетной" посадке;
-
гидро- и аэродинамический поплавок с подводными крылышками для взлетов и посадок на водоемах.
Крыло у БРО-23КР щелевое. Элероны-закрылки, как у БРО-11, работают синхронно с рулем высоты, что хорошо оправдалось за 27 лет эксплуатации этих планеров.
Профиль крыла - ГАВ-1 16% толщины. Хорда - 1,0 м. Хорда элерона - 0,32 м. Размах крыла - 8,2 м. Площадь . всех несущих площадей -- 10,4 м2. Длина - 6,4 м.
Нервюры и лонжероны сплетены из стеклонити по особой технологии,. Задняя кромка отлита из эпоксидного заполнителя, вдоль проложена стеклонить, намотанная стеклотканью 0,1 мм.