Высоко в небе, на фоне мощного кучевого облака,
появился странный предмет. Из-за большой высоты трудно было судить о его
размерах. Но форма его, несомненно, была круглой, поверхность отсвечивала
красноватыми бликами. "Незнакомец" медленно плыл по краю облака.
Внезапно он круто наклонился вперед и с нарастающей скоростью понесся к земле.
Прошло пять секунд... Десять... Пятнадцать... Стремительное падение продолжалось.
И вдруг, когда до земли оставалось не более километра, невидимая сила подбросила
таинственный аппарат и закружила его в вихре акробатических фигур...
Что это? Очередная "летающая тарелка"?
...Если скоростной спортивный самолет имеет крыло малого относительного
удлинения, то вопрос динамической устойчивости и управляемости приобретает
особую роль. По существу, от этого зависит успех летной эксплуатации.
Обеспечение безопасности при взлете и посадке становится одной из главных и
наиболее сложных задач.
Изучение необходимых характеристик на готовой машине всегда связано с риском и
обходится дорого. Но ведь те же характеристики можно получить и другим путем - в
полете на безмоторном летательном аппарате. Другими словами, на планере, который
представлял бы собой прототип будущего самолета. Такой метод, более дешевый и
безопасный, неоднократно и не без успеха применялся в авиации. Используется и в
настоящее время за рубежом, когда разрабатываются авиационные конструкции
необычных аэродинамических схем.
С этой целью и был создан экспериментальный планер "Дископлан-1".
Его автор Миньон Васильевич
Суханов. С именем М. В.
Суханова связывают разработку нескольких дископодобных аппаратов. Окончив во
второй половине 30-х годов Московский авиационный институт, он долгое время
работал в ЦАГИ. Еще в студенческие годы он принимал участие в разработке и
постройке планера-дископлана. Этот планер имел крыло диаметром 3,9 м, длину -
5,3 м, высоту - 2,0 м. В 1950 г. под руководством Суханова группой новосибирских
конструкторов был разработан и построен планер "Дископлан-1@.
Планер имел размах крыла 3,5 м, площадь крыла - 10 м2, полетный вес - 230
кг; максимальное аэродинамическое качество - Кmax=7.
Летные испытания этого планера, показавшего хорошие аэродинамические и
эксплуатационные характеристики при малых скоростях полета, и наблюдали очевидцы
в Подмосковье в 1957 г.
А теперь два слова о картине, с которой мы начали. В ней не было ничего
загадочного.
Мастер планерного спорта СССР Владимир Иванов проводил испытания дископлана на
высший пилотаж.
Что же показали испытания?
Прежде всего обнаружилось основное отличительное свойство круглого крыла -
плавное обтекание его воздушным потоком, которое не прекращается даже при очень
больших углах атаки, достигающих а = 45°. Причем подъемная сила крыла непрерывно
растет. Можно напомнить, что у обычного крыла большого размаха
критический угол атаки имеет всего лишь величину а = 14-16°. Отсюда очень важная
особенность дископлана: ни при каких условиях полета он не срывается в штопор.
При выходе на максимальные углы атаки возможно лишь крутое, исключительно
устойчивое парашютирование. Интересно, что этот режим наиболее безопасен. Тогда
как у планеров с обычными крыльями парашютирование особенно рискованно с точки
зрения возможного срыва в umv пор.
Во время летных испытаний было также установлено, что планер обладает хорошей
динамической устойчивостью и управляемостью на всех режимах. Малый же момент
инерции крыла и мощное хвостовое оперение обеспечивают ему особо высокую
маневренность. По выполнению фигур высшего пилотажа и запасу прочности
"Дископлан-1" определен как спортивно-тренировочный акробатический планер. Он
может быть использован для повышения мастерства спортсменов-планеристов, которые
специализируются в полетах на высший пилотаж.
В 1960 г. Суханов создает "Дископлан-2" с диаметром крыла 4,9 м, который
был построен в НПО им. Лавочкина. Только в 1962 году
"Дископлан-2" вышел на старт
испытаний. Круглое крыло его спроектировано и построено совсем без лонжеронов и
нервюр. Каркас крыла сделан в виде огромного велосипедного колеса, обод и
центральная втулка которого расчалены стальной рояльной проволокой d=0,2 мм.
Двухслойная перкалевая обшивка в соединении с проволочной сеткой образует основу би-конусного профиля крыла. Острые дюралевые носки по окружности обода улучшают
аэродинамику и устойчивость планера, придавая профилю крыла законченный
сверхзвуковой вид. Диаметр крыла - 5 м, несущая площадь - 20 м2, полетный вес -
240 кг. Удельная нагрузка на крыло минимальная - 12 кг/м2. Управление
осуществляется рулем поворота и элевонами, выполняющими функции элеронов и руля
высоты.
Новый планер обнаружил интересную способность - так называемый эффект "воздушной
подушки". Планируя с высоты на посадку, пилот ощущает, что дископлан как бы
садится на "подушку" и автоматически стабилизируется в поперечном и продольном
направлениях. После этого аппарат может лететь уже без вмешательства пилота в
управление. Причем нельзя заставить планер ускорить приземление, пока скорость
полета естественным образом не погасится и эффект "подушки" не исчезнет. После
этого дископлан приземлится самостоятельно - на три точки. Это важно потому, что
даже возможная ошибка пилота в момент посадки не приведет к неприятным
последствиям.