Сиро Каяба (Shirõ Kayaba),
глава одноименной компании, талантливый инженер, мечтал, что скоростной ракетный
перехватчик его конструкции будет действовать против бомбардировщиков союзников
примерно, как бурая олуша (カツオドリ - katsuodori)
охотится на рыбу. В честь этой птицы и был назван проект. Но, как мы увидим
далее, суровая реальность войны внесла свои коррективы.
Свое происхождение Kayaba Katsuodori ведет еще с 1937 года с работ японских
инженеров и ученых, объединенных в исследовательскую группу компании Каяба по
изучению прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Концепция прямоточного
воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) была запатентована в 1908 году французским
инженером Рене Лори (Rene Lorin), однако в 1933 году впервые такой двигатель,
получивший обозначение ГИРД-04, построил и испытал русский ученый И. А.
Меркулов.
ПВРД был очень простым двигателем с минимумом движущихся деталей. Говоря простым
языком, он использует воздух высокого давления, создаваемый движением самолета
вперед, и заставляет проходить его в воздухозаборник. Затем воздух смешивался со
сжигаемым топливом, нагревался и выбрасывался из сопла двигателя, обеспечивая,
таким образом, движение вперед. В отличие от пульсирующих воздушно-реактивных
двигателей в ПВРД расход топлива непрерывный. Не вдаваясь в специфику ПВРД,
изменения в конструкции входа (чтобы максимизировать потребление воздуха),
камеры сгорания (для обеспечения эффективной работы во время движения) и сопла
(увеличение эффекта ускорения) имели значение при разработке такого двигателя. Главныс недостатком ПВРД являлось то, что на дозвуковых скоростях его
характеристики оставляли желать лучшего. На скоростях ниже 612 км/ч ПВРД страдал
от значительных потерь скорости и становился крайне неэффективным с точки зрения
расхода топлива. Обычно прямоточному воздушно-реактивному двигателю требуется
вспомогательная силовая установка для доведения самолета до скорости, на которой ПВРД может работать эффективно. Как правило эта скорость не менее 966 км/ч.
После того как эта скорость была достигнута, ПВРД становится способным к
самостоятельным действиям и, без регулировки подачи топлива, может разгнять
самолет до скоростей намного превышающих возможности проекта справиться с
высокими температурами и числами Маха.
Исследовательская группа компании Каяба по изучению ПВРД видела преимущества
высокой скорости с относительно простым в изготовлении двигателем. Перед
созданием своего ПВРД Kayaba Model 1 группа подготовила две экспериментальные
модели. Model 1 был спроектирован на развитие скорости 900 км/ч. C имеющимся
готовым двигателем все что оставалось - построить вокруг него в самолет.
Проектировать планер начал Кумазо Хино (Kumazo Hino). Хино был армейским
офицером и был первым японцем, который 14 декабря 1910 года совершил первый
неофициальный полет, когда случайно поднялся в воздух на выруливавшим моноплане Ганса Граде (Hans Grade). Этот самолет был приобретен в Германии. Интерес Хино к
авиации привел к созданию четырех проектов самолетов: Hino No.1, No.2, No.3 и
No.4 Kamikaze-go.
Однако в 1937 году Хино был вдохновлен на создание планера-бесхвостки. Проект
был передан компании Kayaba Manufacturing Works (Каяба, 萱場製作所 - Kayaba
Seisakusho) а затем доктору Хидемаса Кимура (Dr. Hidemasa Kimura), работавшему в
Авиационном исследовательском институте Токийского Императорского Университета
под руководством доктора Таичиро Огава (Dr. Taichiro Ogawa). Результатом стал HK-1. За постройку HK-1 (сокращение от Хино Кумазо) взялась компания Ito Hikoki
K.K.; работы были завершены в феврале 1938 года. Это был чисто исследовательский
планер для проверки концепции бесхвостки. Испытания начались в декабре 1938 года
с буксировок на земле в Касима, префектура Ибараки (茨城県), а первые запуски в
небо состоялись в сентябре 1939 года в Цуданума, префектура Чиба (千葉県).
Испытания дали положительный результат, и IJA приявила интерес к концепции. HK-1
был приобретен Армейским научно-исследовательским авиационным институтом
(陸軍航空技術研究所 - Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo, Рикугун) в апреле 1940 года для
продолжения испытаний. Однако 16 апреля в ходе одного из последовавших летных
испытаний летчик офицер IJA во время жесткой посадки так повредил планер, что
HK-1 не подлежал восстановлению. В общей сложности HK-1 выполнил 182 полета.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
HK-1 |
Размах крыла, м |
10.00 |
Длина, м |
3.50 |
Высота, м |
1.80 |
Площадь крыла, м2 |
14.00 |
Масса, кг |
|
пустого |
120 |
максимальная |
|
Максимальная скорость, км/ч |
85 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2021
|