Десантно-грузовые планеры в нашей стране создавались еще до Великой
Отечественной войны. В 1942 г. был создан 20-местный
десантный планер КЦ-20 конструкции Д.Н.Колесникова
и П.В.Цыбина. В 1944-1945 гг. П.В.Цыбиным был
создан десантный планер Ц-25
грузоподъемностью 2500 кг, несколько
позже А.С. Яковлевым - грузовой планер.
Десантно-грузовой планер Ил-32 был
спроектирован ОКБ С.В. Ильюшина и
построен в 1948 г. по заданию ВВС. Планер Ил-32
по грузоподъемности и размерам грузовой
кабины был значительно больше планеров,
созданных до этого в нашей стране, и
предназначался для транспортировки
различной техники и крупногабаритных
грузов общей массой до 7000 кг или десанта
численностью до 60 человек.
Планер
полетной массой 16600 кг был рассчитан на
буксировку самолетами типа Ил-18 (постройки
1946 г.) или Ту-4.По схеме планер Ил-32
представлял собой моноплан
цельнометаллической конструкции с
высокорасположенным крылом. Фюзеляж
планера прямоугольного сечения 3,2х4,15 м с
негерметичной грузовой кабиной высотой
2,6 м, шириной 2,8 м и длиной 11,25 м (без учета
пустотелых носовой и хвостовой частей
фюзеляжа) с грузовым металлическом
полом. В начале и в конце грузовой кабины
по правому борту расположены входные
двери. Носовая и хвостовая части
фюзеляжа были выполнены
откидывающимися в сторону. Кабина
экипажа была рассчитана на размещение в
ней двух пилотов. Крыло планера двухлонжеронное, площадью 159,5 м2,
удлинением 8, стреловидностью 3°,
относительной толщиной 18% по борту и 10%
на концах крыла, было снабжено простыми
поворотными закрылками, элеронами, а
также интерцепторами, расположенными
перед закрылками. Благодаря высокому
аэродинамическому качеству крыла и
эффективной механизации были получены
хорошие летные и ВПХ. Оперение было
выполнено с неподвижным стабилизатором,
укрепленным на киле и поддерживаемым
снизу двумя подкосами, рули высоты и
направления - металлической конструкции
с полотняной обшивкой.
Планер снабжен трехопорным шасси, не убирающимся в
полете. Основные опоры шасси
телескопической конструкции
обеспечивали «приседание» планера до
земли, что в сочетании с откидывающимися
в сторону носовой и хвостовой частями
фюзеляжа значительно упрощало и
ускоряло погрузку и разгрузку колесной
и гусеничной техники, а также различных
грузов. При этом высота пола грузовой
кабины над землей была около 650 мм. К полу
грузовой кабины спереди и сзади
приставлялись бортовые трапы, по
которым самоходная техника могла
въезжать или съезжать своим ходом.
Планер был снабжен необходимым
аэронавигационным, радиосвязным и
электрооборудованием.
В 1948 г. для определения летных
характеристик планер Ил-32 проходил
испытания с самолетом-буксировщиком Ил-12Д.
Полетная масса планера была 8400 кг. В том
же году планер буксировался самолетом
Ил-18 (постройки 1946 г.). При этом планер с
грузом 7000 кг имел полетную массу 16000 кг.
На базе десантно-грузового планера Ил-32
в ОКБ прорабатывался вариант
мотопланера Ил-34 с двумя поршневыми
двигателями, расположенными под крылом,
которые предназначались для улучшения
взлетно-посадочных и летных
характеристик планера.