Представляется невероятным, с каким упорством в нацистской Германии занимались строительством самолетов новых типов. Разработка и постройка прототипов велись
вплоть до самых последних месяцев существования Третьего рейха, когда было очевидна невозможность их практического применения. Одним из доказательств данного
тезиса является разработка, постройка и испытания транспортно-десантного планера конструкции дипломированного инженера Альберта Калькерта (dipl. Ing. Albert
Kalkert).
До октября 1940 года инженер Калькерт был главным конструктором компании Gotha и в его активе числится создание планера Go 242 - первого немецкого планера,
предназначенного для воздушно-десантных операций и способного перевозить военные грузы большой массы. До этого на вооружении немецких ВВС состояли планеры DFS
230, предназначенные для перевозки десантников, имевших лишь стрелковое вооружение.
После ухода Альберта Калькерта из компании Gotha ему Имперским министерством авиации (Reichsluftfahrtministerium - RLM) была поручена разработка нового типа
десантного и военно-транспортного планера. Новый планер должен был иметь примерно такую же грузоподъемность, что и Go 242, но при этом обладать лучшей
аэродинамикой, позволяющей повысить скорость буксировки. Одновременно техническое управление RLM потребовало упрощения погрузки и разгрузки, в частности замены
использовавшейся на Go 242 подъемной верхней части фюзеляжной гондолы на опускающуюся рампу.
Разработанный инженером Калькертом планер Ka 430 представлял собой свободнонесущий высокоплан смешанной конструкции. Силовой набор крыла был цельнодеревянным;
передняя кромка крыла была покрыта фанерой, а остальная его часть полотном. Аналогичную конструкцию имело хвостовое оперение. Фюзеляж имел силовой набор из
стальных труб и по большей части полотняную обшивку. Лишь в районе кабины пилотов с установленными бок о бок сиденьями обшивка была фанерной.
Отличительной особенностью фюзеляжа Ka 430 переход его в хвостовую балку непосредственно за грузовым отсеком. Данный переход конструктор использовал в качестве
рампы. Верхняя секция рампы поднималась внутрь фюзеляжа, а нижняя опускалась вниз до касания с поверхностью. Благодаря данному техническому решению в грузовом
отсеке планера можно было разместить различную боевую технику, например, противотанковую пушку среднего калибра или автомобиль-внедорожник «кюбельваген».
Также грузовой отсек мог использоваться для перевозки двенадцати десантников, сидевших на складных сиденьях спинами к стенкам фюзеляжа. Еще один вариант
погрузки и выгрузки осуществлялся через две двухстворчатые двери, расположенные на левой стороне фюзеляжа по обе стороны от крыла. Можно сказать, что планер Ka
430 был очень хорошо оснащен для погрузочно-разгрузочных операций.
Планер был оснащен неубирающиемся шасси, которое при необходимости можно было сбросить. В боевых условиях планер приземлялся на два выдвижных полоза, на концах
которых установлены тормозные крюки. В обычном режиме эксплуатации планера предполагалось, что шасси будет прикреплено к фюзеляжу, чтобы после посадки он имел
возможность вновь взлететь.
Для боевых действий планеры должны были быть оснащены оборонительным вооружением в виде 13-мм пулемета MG 131, установленного в башне DL 131 в верхней части
фюзеляжа снепосредственно за кабиной пилотов и с некоторым смещением влево. Под фюзеляжа была установлена броневая плита, защищавшая экипаж и перевозимых солдат
от вершегося с земли огня пехотного оружия.
Конструкция планера была тщательно продумана, однако к 27 марта 1944 года - дате первого полета, который прототип Ka 430V-1 с помощью самолета-буксировщика He
111H-6 выполнил с аэродрома Эрфурта, - ни о каких крупных операциях немецких десантников речь уже не шла. Тем не менее, прототип Ka 430V-1 стал участником
полноценной программы испытаний.
Испытаниям планера предшествовали сложные приготовления во время разработки и строительства. В немецком НИИ авиации (Deutsche Versuchsanstalt fur Luftfahrt - DVL) и в немецком НИИ планеризма (Deutsche Forschungsanstalt fur Segelflug
- DFS) были выполнены теоретические расчеты устойчивости будущего планера как в
самостоятельном полете, так и совместно с самолетом-буксировщиком. Помимо этого модель планера Ka 430 была испытана в аэродинамической трубе в Шале-Мёдоне,
Париж.
В ходе исследований было найдено, что наиболее выгодным является размещение точки крепления буксировочного труса в 900 мм перед центром тяжести планера и что
необходимо использовать буксирный трос длиной не более 76 метров, потому что в противном случае могут возникнуть неустранимые вибрации.
С использованием планера Go 242 эрфуртской компанией Mltteldeutsche Metallwerke, которой было поручено вести разработку и создание планера Ka 430, был
изготовлен его полномасштабный макет, на котором была испытана техника погрузки-выгрузки.
Из заказанных девяти предсерийных экземпляров удалось изготовить только шесть машин. Испытания совместно с самолетом-буксировщиком He 111H с применением
различных буксировочных устройств в том числе и с использованием т.н. «жесткого буксировочного оборудования» (непосредственное соединение планера с
самолетом-буксировщиком при помощи короткой решетчатой конструкции) продолжались до декабря 1944 года. Затем их интенсивность была снижена из-за недостатка
топлива и потерь, вызванных налетами авиации стран антигитлеровской коалиции. Последний испытательный полет состоялся в феврале 1945 года, а с 1 марта они
прекратились окончательно.