Планер КАИ-12 "Приморец" - двухместный, цельнометаллической конструкции, предназначен для обучения планеристов и тренировок в парящем полете.
Был разработан и начал строиться предположительно в 1956 году. Начал
поступать в планерные клубы и планерные станции в 1958 году. Планер был
разработан на базе Чехословацкого планера "Пионер", но в отличие от него
имел цельнометаллическую конструкцию. Введение в эксплуатацию этого
планера на тот момент принесло планерному спорту свежую струю.
Планер "Приморец" (КАИ-12) имеет девятикратный запас прочности и
предназначался для обучения планеристов полетам с автостарта, на буксире
за самолетом и выполнения фигур пилотажа.
На планере разрешается выполнять:
В течение нескольких лет на планере был установлен ряд рекордов, вот
некоторые из них:
22 июля 1959 года, брянский планерист М.Симонов, пролетел по прямой 437
км;
в том же месяце, спортсмен Днепропетровского аэроклуба, выпарил на этом
планере на высоту 4920м, установив тем самым республиканский рекорд.
Крыло - постоянной ширины и постоянного профиля по размаху, по концам закруглено. Профиль "NACA-43012". Схема крепления крыла подкосная, левое и правое полукрылья подвешены
шарнирно. Каркас каждого полукрыла собран из лонжерона и вспомогательного косого лонжерона, из продольной стенки в месте подвески элерона, 22 нервюр, 21 промежуточного носка,
задней кромки и законцовок крыла. Обшивка лобовой части и все детали крыла - из тонкого дюралюминия. У каждого полукрыла имеется металлический подкос из труб каплеобразного сечения
с контрподкосом. Элероны типа "ФРАЙЗ" с осевой аэродинамической компенсацией, подвешены каждый в трех точках к крылу. Тормозные щитки - "интерцепторы" установлены на верхней и
нижней поверхностях крыла и отклоняются на 90°, верхний - против потока, нижний - по потоку. Подкосы крыла выполнены из стальной трубы обтекаемого сечения 68X29 мм, контрподкосы из
трубок 0 14 мм. Обшивка крыла в хвостовой части и обшивка элерона - полотняная. Лобик элерона до лонжерона зашит тонким дюралюминием.
Фюзеляж сварен из стальных труб, образующих продольные элементы - лонжероны, поперечные - шпангоуты (14 штук) и между ними - диагональные раскосы. Полотняная обшивка, укрепленная
сверху стрингеров, при этом образует обтекаемую форму фюзеляжа. Обшивка каркаса фюзеляжа в основном полотняная. Носовой кок фюзеляжа выколочен из листа АМцА. Верхняя передняя часть
фюзеляжа между коком и фонарем зашита листовым дюралюминием. Фонарь кабины набран из стальных трубок с лентами-окантовками и зашит плексигласом. Цилиндрическая часть фонаря -
откидная в правую сторону. Она подвешена на правом верхнем лонжероне фюзеляжа. С левой стороны откидной части размещены две сдвижные форточки - для передней и задней кабин.
Приборная доска передней кабины оборудована указателями скорости, высоты, поворотов, компасом, вариометром и часами. Приборная доска задней кабины расположена в ее правой части;
она снабжена указателями скорости, высоты и вариометром.
Трубка Вентури для приведения в действие указателя поворота размещена на правом борту фюзеляжа перед фонарем. Указатели скорости, высоты и вариометры работают от трубки Пито,
размещенной в середине фюзеляжа, сверху, сразу же за носовым коком, на специальной обтекаемой стойке. В кабине имеется двойное управление. Элероны и руль высоты управляются ручкой.
Проводка управления рулем высоты - тросовая. Проводка управления элеронами - жесткая в фюзеляже и до торцевых нервюр крыла, а в крыле - тросовая. Управление рулем направления
производится от качающихся педалей с нижней осью вращения, проводка от них к рулю тросовая. Управление триммером руля высоты осуществляется рукояткой секторов, размещенных на левом
борту в обеих кабинах, С левого же борта в кабинах размещены на трубке рукоятки управления тормозными щитками. На планере имеются носовой и бортовой буксирные замки; обычно при
взлете планера на автолебедке используется бортовой, при буксировке за самолетом - носовой замок. Оба замка управляются одновременно из передней и задней кабин.
Шасси планера - колесно-лыжное, состоит из одного колеса, лыжи и костыля. Колесо - баллонного типа, размером 400х150 - укреплено на небольшой сварной ферме, соединенной с фюзеляжем
шарнирно и имеющей шнуровую резиновую амортизацию. Лыжа, склеенная из ясеневых планок, крепится шарнирно в передней части к первому шпангоуту фюзеляжа и далее по длине имеет две
амортизирующие прокладки из резиновых пластин.
Костыль с рессорной амортизацией набран из четырех стальных пластин и крепится к нижнему лонжерону фюзеляжа.
Оперение - свободнонесущее. Стабилизатор - неразъемный, постоянной ширины, с неизменным симметричным профилем "NACA-0010", набран из двух лонжеронов, 14 нервюр и двух законцовок.
Обшивка стабилизатора дюралюминиевая, усилена изнутри стрингерами, идущими вдоль размаха. Руль высоты собран из двух частей. В месте их соединения находится кабанчик, связанный с
проводкой управления. Подвеска руля на трех шарнирах: центральном - в месте крепления кабанчика, и двух крайних - в местах подхода к концевым нервюрам стабилизатора. Руль высоты
набран из лонжеронов, 12 нервюр, задней кромки и носового "лобика". Обшивка руля высоты полотняная. На задней кромке руля высоты укреплены триммеры. Левый, регулируемый в полете
триммер имеет шарнирную подвеску.
Вертикальное оперение состоит из киля с рулем направления. Киль имеет лонжерон, представляющий собой часть хвостового шпангоута фюзеляжа, и носок из дюралюминия. Этот носок и
стабилизатор соединены съемным обтекателем. Руль направления снабжен роговой компенсацией, набран он из лонжерона, 5 нервюр, обода и законцовки. Руль подвешен ц двух точках к килю,
нижний узел подвески объединен с кабанчиком руля направления. Обшивка лобика руля направления - тонкий дюралюминий, а всего руля - полотно.
Окраска большинства планеров "Приморец" в основном зеленая, за исключением нижней части фюзеляжа и руля направления, которые окрашены в голубой цвет. Колесо - серое, лыжа - черная.
Надписи нанесены красной краской.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
КАИ-12 |
Размах крыла, м |
13.42 |
Длина , м |
7.77 |
Высота, м |
|
Удлинение |
8.90 |
Площадь крыла, м2 |
20.20 |
Масса, кг |
|
пустого |
253 |
полетная |
433 |
Макс. аэродинамическое качество |
18.5 |
Максимальная скорость на буксире, км/ч |
140 |
Макс. скорость в пикировании, км/ч |
180 |
Минимальная скорость, км/ч |
60 |
Посадочная скорость, км/ч |
55-58 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|