Уголок неба ¦ КАИ-12 Приморец

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная планеры
   КАИ-12 Приморец
       
Разработчик: КАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1956
Тип: Учебно-тренировочный планер
  ЛТХ     Доп. информация
   


Планер КАИ-12 "Приморец" - двухместный, цельнометаллической конструкции, предназначен для обучения планеристов и тренировок в парящем полете.

Был разработан и начал строиться предположительно в 1956 году. Начал поступать в планерные клубы и планерные станции в 1958 году. Планер был разработан на базе Чехословацкого планера "Пионер", но в отличие от него имел цельнометаллическую конструкцию. Введение в эксплуатацию этого планера на тот момент принесло планерному спорту свежую струю.  Планер "Приморец" (КАИ-12) имеет девятикратный запас прочности и предназначался для обучения планеристов полетам с автостарта, на буксире за самолетом и выполнения фигур пилотажа.

На планере разрешается выполнять:

  • спирали с креном 30 и 50°;

  • нормальный штопор (один виток в любую сторону);

В течение нескольких лет на планере был установлен ряд рекордов, вот некоторые из них:

  • 22 июля 1959 года, брянский планерист М.Симонов, пролетел по прямой 437 км;

  • в том же месяце, спортсмен Днепропетровского аэроклуба, выпарил на этом планере на высоту 4920м, установив тем самым республиканский рекорд.

Крыло - постоянной ширины и постоянного профиля по размаху, по концам закруглено. Профиль "NACA-43012". Схема крепления крыла подкосная, левое и правое полукрылья подвешены шарнирно. Каркас каждого полукрыла собран из лонжерона и вспомогательного косого лонжерона, из продольной стенки в месте подвески элерона, 22 нервюр, 21 промежуточного носка, задней кромки и законцовок крыла. Обшивка лобовой части и все детали крыла - из тонкого дюралюминия. У каждого полукрыла имеется металлический подкос из труб каплеобразного сечения с контрподкосом. Элероны типа "ФРАЙЗ" с осевой аэродинамической компенсацией, подвешены каждый в трех точках к крылу. Тормозные щитки - "интерцепторы" установлены на верхней и нижней поверхностях крыла и отклоняются на 90°, верхний - против потока, нижний - по потоку. Подкосы крыла выполнены из стальной трубы обтекаемого сечения 68X29 мм, контрподкосы из трубок 0 14 мм. Обшивка крыла в хвостовой части и обшивка элерона - полотняная. Лобик элерона до лонжерона зашит тонким дюралюминием.

Фюзеляж сварен из стальных труб, образующих продольные элементы - лонжероны, поперечные - шпангоуты (14 штук) и между ними - диагональные раскосы. Полотняная обшивка, укрепленная сверху стрингеров, при этом образует обтекаемую форму фюзеляжа. Обшивка каркаса фюзеляжа в основном полотняная. Носовой кок фюзеляжа выколочен из листа АМцА. Верхняя передняя часть фюзеляжа между коком и фонарем зашита листовым дюралюминием. Фонарь кабины набран из стальных трубок с лентами-окантовками и зашит плексигласом. Цилиндрическая часть фонаря - откидная в правую сторону. Она подвешена на правом верхнем лонжероне фюзеляжа. С левой стороны откидной части размещены две сдвижные форточки - для передней и задней кабин. Приборная доска передней кабины оборудована указателями скорости, высоты, поворотов, компасом, вариометром и часами. Приборная доска задней кабины расположена в ее правой части; она снабжена указателями скорости, высоты и вариометром.

Трубка Вентури для приведения в действие указателя поворота размещена на правом борту фюзеляжа перед фонарем. Указатели скорости, высоты и вариометры работают от трубки Пито, размещенной в середине фюзеляжа, сверху, сразу же за носовым коком, на специальной обтекаемой стойке. В кабине имеется двойное управление. Элероны и руль высоты управляются ручкой. Проводка управления рулем высоты - тросовая. Проводка управления элеронами - жесткая в фюзеляже и до торцевых нервюр крыла, а в крыле - тросовая. Управление рулем направления производится от качающихся педалей с нижней осью вращения, проводка от них к рулю тросовая. Управление триммером руля высоты осуществляется рукояткой секторов, размещенных на левом борту в обеих кабинах, С левого же борта в кабинах размещены на трубке рукоятки управления тормозными щитками. На планере имеются носовой и бортовой буксирные замки; обычно при взлете планера на автолебедке используется бортовой, при буксировке за самолетом - носовой замок. Оба замка управляются одновременно из передней и задней кабин.

Шасси планера - колесно-лыжное, состоит из одного колеса, лыжи и костыля. Колесо - баллонного типа, размером 400х150 - укреплено на небольшой сварной ферме, соединенной с фюзеляжем шарнирно и имеющей шнуровую резиновую амортизацию. Лыжа, склеенная из ясеневых планок, крепится шарнирно в передней части к первому шпангоуту фюзеляжа и далее по длине имеет две амортизирующие прокладки из резиновых пластин.

Костыль с рессорной амортизацией набран из четырех стальных пластин и крепится к нижнему лонжерону фюзеляжа.

Оперение - свободнонесущее. Стабилизатор - неразъемный, постоянной ширины, с неизменным симметричным профилем "NACA-0010", набран из двух лонжеронов, 14 нервюр и двух законцовок. Обшивка стабилизатора дюралюминиевая, усилена изнутри стрингерами, идущими вдоль размаха. Руль высоты собран из двух частей. В месте их соединения находится кабанчик, связанный с проводкой управления. Подвеска руля на трех шарнирах: центральном - в месте крепления кабанчика, и двух крайних - в местах подхода к концевым нервюрам стабилизатора. Руль высоты набран из лонжеронов, 12 нервюр, задней кромки и носового "лобика". Обшивка руля высоты полотняная. На задней кромке руля высоты укреплены триммеры. Левый, регулируемый в полете триммер имеет шарнирную подвеску.

Вертикальное оперение состоит из киля с рулем направления. Киль имеет лонжерон, представляющий собой часть хвостового шпангоута фюзеляжа, и носок из дюралюминия. Этот носок и стабилизатор соединены съемным обтекателем. Руль направления снабжен роговой компенсацией, набран он из лонжерона, 5 нервюр, обода и законцовки. Руль подвешен ц двух точках к килю, нижний узел подвески объединен с кабанчиком руля направления. Обшивка лобика руля направления - тонкий дюралюминий, а всего руля - полотно.

Окраска большинства планеров "Приморец" в основном зеленая, за исключением нижней части фюзеляжа и руля направления, которые окрашены в голубой цвет. Колесо - серое, лыжа - черная. Надписи нанесены красной краской.

 



 ЛТХ:
Модификация   КАИ-12
Размах крыла, м   13.42
Длина , м   7.77
Высота, м  
Удлинение   8.90
Площадь крыла, м2   20.20
Масса, кг  
  пустого   253
  полетная   433
Макс. аэродинамическое качество   18.5
Максимальная скорость на буксире, км/ч   140
Макс. скорость в пикировании, км/ч   180
Минимальная скорость, км/ч   60
Посадочная скорость, км/ч   55-58
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Чертеж "КАИ-12 Приморец (1)"
  Чертеж "КАИ-12 Приморец (2)"
  Фотографии:

 КАИ-12
 КАИ-12
 КАИ-12
 КАИ-12
 Кабина пилота КАИ-12

  Схемы:

 КАИ-12

  Варианты окраски:

 КАИ-12




 

Список источников:

Моделист-Конструктор. Игорь Костенко. КАИ-12 "Приморец"
Кирилл Сорокин. КАИ-12 Приморец
А.П.Красильщиков. Планера СССР


Уголок неба. 2010 



 

  Реклама: