КАИ-19 - одноместный рекордный планер открытого класса. Разработан
в СКВ КАИ Б. Ф. Ивановым, М. П. Симоновым, А. И. Осокиным и другими.
Построен в 1963 г. в нескольких экземплярах различной модификации на
Казанском авиационном производственном объединении им. С. П. Горбунова.
По схеме планер КАИ-19 - свободнонесущий высокоплан с положительным углом
поперечного V и с Т-образным оперением. Положение пилота - полулежачее.
Для крыла применен ламинарный профиль ГХ-62-184. Вся задняя кромка
механизирована закрылками, тормозными щитками и элеронами. Конструкция
планера - цельнометаллическая, преимущественно из сплава Д-16Т. Только
рули обтянуты полотном. Крыло имело однолонжеронную конструкцию с обшивкой
из дюралю мина толщиной 1,2 мм с химической фрезеровкой с внутренней
стороны обшивки между нервюрами.
Фюзеляж имел конструкцию с каркасом из небольшого количества стрингеров и
шпангоутов в носовой части и бесстрингерной оболочкой, подкрепленной
шпангоутами в хвостовой части. Фонарь занимал всю верхнюю половину
кабинной части фюзеляжа. Средняя часть могла быть аварийно сброшена.
Шасси планера - одноколесное, убирающееся, с гидропневматическими
амортизаторами главной стойки и костыля. Колесо было снабжено колодочным
тормозом и при уборке в фюзеляж закрывалось двумя створками. Уборка шасси
в зависимости от модификации была ручной или электроприводной.
На планере КАИ-19 был установлен водобалласт -136 кг, позволявший доводить
нагрузку на крыло до 40 кг/м2. Часть водобалласта располагалась в двух
крыльевых баках по 36 л в каждом и в баке на 64 л - в фюзеляже.
Планер КАИ-19 без водобалласта был рассчитан на прочность, соответствующую
десятикратной перегрузке. Максимальная эксплуатационная перегрузка была
равна 6 единицам. Программа летных испытаний была выполнена
летчиком-испытателем В. И. Кирсановым.