В 1957 году ЦК ДОСО объявляет конкурс по разработке проекта одноместного
планера для высоких спортивных достижений Среди представленных проектов
наивысшую оценку получает проект инж. Л. Панова и инж. Д. Панчовского. Планер
представлен в двух вариантах - с крылом классического профиля и с крылом
ламинарного профиля.
Вариант с классическим профилем имеет размах 15,50 м и V-образные хвостовые
плоскости. Выбор такой схемы хвоста обусловлен тем, чтобы избежать спиральной
неустойчивости, характерной для планеров с горизонтальными и вертикальными
хвостовыми плоскостями. Расчетное качество самолета - 30,5. Предусмотрена
механизация крыла и резервуары для водного балласта.
Вариант с ламинарным профилем имеет размах 18 метров и расчетное качество -
40,7. В остальном он не отличается от "классики".
По счастливому стечению обстоятельств перед началом строительства планера
первого варианта FAI утверждает два класса планеров:
а) "Стандарт" - с размахом до 15 м, без механизации крыла;
б) "Свободный" - без ограничений.
Новые требования FAI обусловливают необходимость переработки первого варианта
проекта, чтобы можно было включить его в класс "стандартный". Коллектив из
инженеров Панова, Радомирова, Панчовского и Влайчева осуществляет необходимую
переработку, делают новые чертежи и на белый свет появляется болгарский планер
для высоких достижений "Комета-стандарт". Прототип вылетает в начале 1960 года.
Построен в мастерской аэродрома в Мусачево. Испытания продолжаются более полгода
в любых условиях. Летит на восходящих потоках, на "длинных волнах", высотные
полеты, перелеты, фигурный пилотаж. Испытания доказывают высокие качества
планера и сразу принимается решение о его серийном производстве.
Первая серия из 10 планеров слегка отличается от прототипа. Устранена выпуклость
на плексигласовом фонаре кабины, и тем самым улучшена обтекаемость. Серия
известна как "Комета-стандарт II".
"Комета-стандарт II" - свободнонесущий верхнеплан с V-образным стабилизатором.
Крыло снабжено воздушными тормозами. Система посадки состоит из колеса, лыжи и
хвостового костыля. Конструкция - деревянная, с обшивкой из березовой фанеры и
полотна. Планеры "Комета-стандарт" окрашены в ярко-желтый цвет, на хвостовых
плоскостях нанесена лента болгарского трехцветного флага, а по бортам и на
крыльях черной краской выписано LZ - и трехзначный номер.
Вторая и третья серии по 10 планеров каждая были построены в самолетной
мастерской ДОСО аэродрома в гор. Михайловград (сегодня город Монтана. Не путать
с штатом Монтана в США. Это - древнеримское имя города - бел. авт.). Эти 20
самолетов известны как "Комета-стандарт III". В этом варианте улучшена
аэродинамика посредством "погружения" сиденья еще ниже, изменен и фонарь кабины.
Если на прототипе он открывается сверху, то на "Комете-стандарт III" открывается
посредством скольжения по рельсом вперед. Это ведет к уменьшению миделя носовой
части планера при улучшенном комфорте и видимости для пилота.
"Комета-стандарт II и III" позволила в 60-х годах болгарским планеристам
мериться силами при равных условиях на международных соревнованиях. В июне 1962
г. в Польше на международных соревнованиях по планерному спорту в скоростном
перелете на 100 км Александр Русев ставит новый республиканский рекорд,
достигнув среднюю перелетную скорость 122,9 км/ч. Симеон Крюгеров улучшает
республиканский рекорд в перелете, пролетев 480 км. В скоростном перелете по
треугольному маршруту Ал. Русев достигает скорости 106,77 км/ч., что лишь на 5
км/ч. ниже мирового рекорда того времени, принадлежащего Михаилу Веретенникову
(СССР), поставленного, однако на планере А-15 свободного класса, с ламинарным
профилем и механизацией крыла.
В 60-е годы многократно болгарские планеристы поднимаются на "Комете-стандарт"
на абсолютную высоту свыше 8000 метров и пролетают расстояния свыше 300
километров.
"Комета-стандарт" представляет для авиаинженеров - конструкторов в строительстве
планеров своеобразную вершину.
К сожалению, реализация "Кометы-ламинар" не осуществляется, из-за закрытия и
самолетных мастерских ДОСО.