В конце июня 1941 г. В.К. Грибовский, О.К. Антонов и П.В.Цыбин получили задание на постройку десантных планеров. Почти одновременно с ними к разработке подключились Н.Н. Поликарпов и Л.П. Курбала.
Результатом этой деятельности стало появление серийных планеров А-7, Г-11 и КЦ-20.
Последний планер конструкции П.В. Цыбина и Д.Н. Колесникова стал самым большим планером, стоявшим на вооружении РККА во время Великой Отечественной войны. КЦ-20 не отличался чистотой форм, основные
идеи, реализованные в нем, были удобное размещение десантников и груза, а так же простота изготовления и неприхотливость. Планер обладал отличной грузоподъемностью: брал на борт 20 солдат или 2200
кг груза. Хорошие эксплуатационные и технические характеристики, а главное насущная необходимость в подобной машине способствовали быстрому запуску в серию.
Первые два опытных образца изготовили на заводе в подмосковном посёлке Быково уже в октябре 1941 г. Они имели обозначение КЦ-1 и КЦ-2. Серийное производство развернули на деревообрабатывающем заводе
в посёлке Лопатино под Казанью. И хотя за период 1942-1943 гг было выпущено всего 68 экземпляров КЦ-20 довелось немало и главное успешно повоевать.
Как вспоминает сам Цыбин: "Всю войну они (КЦ-20) неплохо работали. Накануне наступления под Сталинградом сильные морозы потребовали срочной переброски большого количества антифриза для танков. Это
сделали тяжёлые планеры. На Калининском фронте на планерах за линию фронта перебрасывались подразделения сапёров-подрывников: более всего потрудились планеры, помогая партизанским отрядам. Иногда до
пятнадцати тяжёлых планеров сразу отправлялись ночью за линию фронта на партизанские аэродромы. Обратно не возвращались - партизаны их сжигали".
Для фашистов эти операции оказались неприятным сюрпризом. Противник не смог сколько-нибудь эффективно помешать советским планеристам.
С 1944 года Цыбин стал руководить КБ и заводом в Бескудникове под Москвой, где он создал новый тяжелый десантный планер Ц-25, являвшийся дальнейшим развитием КЦ-20. Новый планер поднимал до 25
человек или вездеход с противотанковой пушкой. Более 500 штук состояли на вооружении ВДВ вплоть до 1956 года.
Описание.
Схема планера КЦ-20 - свободнонесущий высокоплан с трапециевидным крылом. Конструкция цельнодеревянная, включая детали управления. Компоновка фюзеляжа с передней кабиной пилотов, откидывающейся
вверх для загрузки. Планировалась также установка оборонительной турели, однако впоследствии от неё отказались. Посадка осуществлялась на комбинированное лыжное и поджимающееся колесное шасси.
Посадочная скорость составляла 85 км/ч. КЦ-20 обладал весьма полезным качеством - способностью совершать взлеты и посадки без взлетно-посадочных устройств (прямо на днище фюзеляжа). Были и
недостатки. Самым крупным из них - отсутствие грузового люка большего размера, что не позволяло использовать грузоподъемность планера в полной мере. Переднее расположение кабины экипажа тоже
вызывало нарекание, так как приводило к гибели экипажа при столкновении планеров с препятствиями на посадках в боевых условиях. Например, известен случай, когда старший сержант Шуткин разбился на
партизанском аэродроме, врезавшись в деревья из-за неправильного расположения посадочных знаков, выложенных неквалифицированной стартовой командой.