LAK-15 Lietuva –
одноместный планер открытого класса. Предназначен для рекордных полетов и
участия во внутрисоюзных и международных состязаниях (ведущий конструктор
И. Банкаускас), построен на ЭЗСА.
По схеме планер - свободнонесущий среднеплан с крылом весьма большого
удлинения. Конструкция и прочность планера соответствует "Единым нормам
летной годности планеров" (стран-членов СЭВ) по категории "М".
Планер ЛАК-15 целиком выполнен из композиционных материалов, с обшивкой
трехслойного типа. Однолонжеронное крыло конструктивно состоит из четырех
частей. По задней кромке расположены нещелевые закрылки и трех секционные
зависающие элероны. На его верхней части - интерцепторы. В передней части
крыла расположены баки водобалласта общей емкостью 305 л. Наполнением
баков с водой можно изменять нагрузку на крыло в пределах 26-44 кг/м2.
Фюзеляж типа монокок овального сечения, несколько суживающегося кверху, в
задней части переходит в киль. Фюзеляж малого миделя обеспечивает
минимальное сопротивление и удобное размещение пилота ростом до 190 см с
наспинным парашютом. Педали и сиденье пилота регулируемые.
Приборная доска оборудована
минимальным количеством навигационных приборов. Применение вариометра со
счетно-решающим устройством обеспечивает пилоту выбор оптимальных режимов
полета. Хвостовое оперение Т-образного типа с рулями высоты и направления
обеспечивает безопасность посадки планера на площадки с высокой
растительностью.
Соединение
консоли крыла с фюзеляжем фиксируется при помощи одного штыря с
одновременной стыковкой тяг управления. Простота сборки и разборки планера
делает его удобным и надежным в эксплуатации. Применение композиционного
материала углепластика в конструкции крыла определяет массу пустого
планера - 375 кг.
Точно судьба данного планера
не известна. Однозначно был построен прототип и был облетан. Но далее
прототипа дело не пошло. По отрывочным данным можно сделать предположение,
что фактические летные данные прототипа оказались ниже расчетных.