В конце 1958 - начале 1959 гг. группа студентов самолетостроительного факультета
разработала эскизный проект планера стандартного класса, только что введенного
ФАИ и предназначавшегося для участия в VII Всемирном чемпионате по планерному
спорту. Инициатором этой работы был В. Махров. В январе 1959 г. ректорат МАИ
обратился в ЦК ДОСААФ с предложением по созданию рекордного планера для сборной
СССР.
Было получено согласие на разработку планера и отмечено, что создание подобного
ЛА с предполагаемыми высокими тактико-техническими показателями, из новейших
материалов, может стать новым этапом в развитии отечественного планеростроения.
Опытную серию планеров МАИ-60 ЦК ДОСААФ предложил выпустить в планерном цехе УПМ
МАИ.
В апреле 1959 г. ректором института был издан приказ о создании СКБ-МАИ.
Начальником СКБ был назначен студент В. Махров, утвержден Совет СКБ в составе:
Н. Фадеев (председатель Совета), В. Махров, О. Булыгин, А. Смирнов, Б. А. Войнич
и др. Общее организационное руководство, координацию и контроль за работой по
созданию планера обеспечивал старший преподаватель спецкафедры К. А. Голубь.
На кафедру конструкции и проектирования самолетов (завкафедрой А. С. Яковлев)
возлагалось научное руководство и ответственность за качественное и
своевременное выполнение проектно-конструкторских работ. В создании планера в
качестве консультантов приняли большое участие И. В. Остославский, В. А.
Манучаров, Ф. И. Склянский, Е. С. Войт, А. В. Догматырский и А. Л. Гиммельфарб.
В 1959 - 1960 гг. СКБ-МАИ был спроектирован и построен одноместный планер
стандартного класса МАИ-60, получивший название "Снежинка".
Опытный образец планера изготовлен в УПМ МАИ. Все работы выполнялись студентами.
Защищено несколько дипломных и выполнено много курсовых проектов и работ по
тематике, связанной с проектированием планера МАИ-60.
Проектные данные планера МАИ-60 ставили его в один ряд с зарубежными планерами
стандартного класса. (Лучшим был польский планер "Фока", имевший максимальное
аэродинамическое качество - 34,5).
В основу проекта были положены требования ЦК ДОСААФ к планерам стандартного
класса. Аэродинамическая компоновка планера обычная - свободнонесущий моноплан
со среднерасположенным крылом и 7-образным оперением.
Главный конструктор планера - В. П. Махров, научный руководитель - Н. Н. Фадеев.
Основной коллектив студентов-конструкторов: А. Смирнов, Ю. Пугачев, А. Петухов,
В. Смирнов, В. Савин, Рейн Ярв, Е. Макиевская, А. Михайлюк и другие. Например,
Ю. Пугачев был автором проекта фонаря и хвостового оперения, а затем принимал
участие и в их изготовлении. И почти все конструкторы - проектировщики узлов и
агрегатов - сами создавали задуманную конструкцию.
К особенностям конструкции планера в первую очередь следует отнести крыло с
ламинарным профилем, относительно короткий фюзеляж и V-образное оперение. На
крыле были установлены интерцепторы, а в системе продольного управления -
загрузочный механизм. С целью повышения аэродинамического качества за счет
снижения профильного аэродинамического сопротивления впервые в СССР применен
профиль с 60%-ной ламинарностью NАСА 663-618.
Крыло планера кессонного типа. По хорде крыла кессон распространялся на 25 - 65%
ее длины. Кессон крыла был выклеен из сосновых реек, идущих вдоль размаха.
Носовая и хвостовая части профиля крыла заполнялись пенопластом ПВХ,
подкрепляющим обшивку.
Крыло сверху обшито миллиметровой фанерой. Фюзеляж планера - полумонокок,
собранный из косых фанерных полос на клее. Фанерная обшивка носовой части
фюзеляжа также выклеена. Крыло крепилось к фюзеляжу с помощью шомпольного стыка.
Гребенка стыка располагалась на верхней и нижней панелях кессона. Нижние
гребенки консолей стыковались с гребенками, закрепленными на фюзеляже, а верхние
- между собой.
Посадочное устройство планера состояло из передней лыжи, неубирающегося колеса,
расположенного впереди центра тяжести, и костыля. V-образное оперение выполнено
заодно с фюзеляжем. Конструкция оперения двухлонжеронная с фанерной обшивкой.
Кабина, приспособленная для полулежачего положения летчика и предусматривающая
наличие наспинного парашюта, закрыта фонарем, незначительно выступающим за линию
обводов фюзеляжа.
Управление планера тросовое. Под полом кабины имелся делительный механизм, с
помощью которого ручка и педали связывались с V-образным оперением.
С июля 1961 г. по июнь 1962 г. в ЛИИ планер прошел полный цикл государственных
летных испытаний и показал максимальное аэродинамическое качество, равное 33.
Для фиксации параметров полета на нем были установлены датчики, работающие на
осциллограф К-8. Буксировался планер самолетом Як-12 с помощью 50-метрового
фала.
Испытывали МАИ-60 В. И. Петров (инженер-пилот, выпускник МАИ, в прошлом один из
лучших спортсменов аэроклуба) и В. И. Кирсанов. Один из конструкторов "Снежинки"
О. Булыгин по окончании МАИ также стал летчиком-испытателем. Летчиком облета
МАИ-60 был известный пилот-испытатель С. Н. Анохин.
Планер получил высокую оценку испытателей и пилотов-планеристов, совершивших на
нем несколько ознакомительных полетов, однако испытания выявили
неудовлетворительный запас путевой устойчивости, недостаточную "строгость"
продольного управления и некоторое запаздывание при выведении из штопора.
Преимущественное использование в технологии производства клея ВИАМ-БЗ, не
обеспечивающего длительную эксплуатацию планера, ограничивало применение планера
МАИ-60 для спортивных полетов. От ЦК ДОСААФ поступило предложение выполнить
планер в металле. Группа активных участников разработки планера МАИ-60 была
награждена медалью "За лучшую научную студенческую работу", а планер передан в
ЦАК им. Чкалова для подготовки спортсменов-планеристов к рекордным полетам.