В 1958 г. студенты самолетостроительного факультета А. Кривомлин, М.
Александров, Ю. Белов, А. Белосвет, В. Иринархов, С. Куриленко, Е. Мизинов, В.
Новиков и другие объединились в конструкторское бюро для постройки летательных
аппаратов по схеме "летающее крыло".
В СКБ работали над двумя аппаратами - планером ЛК-МАИ и небольшим самолетом
ЛК-МАИ-59 по схеме, предложенной А. И. Пьецухом. Был разработан технический
проект планера и сделаны макеты отдельных агрегатов, изготовлены модели для
исследования предложенной схемы "летающего крыла" в аэродинамической трубе.
ЛК-МАИ состоял из центроплана малого удлинения ромбовидной формы в плане, к
которому были пристыкованы консоли со стреловидностью 30°.
Достаточно большая стреловидность консолей новой схемы "летающего крыла"
позволила расположить на их задних кромках рули высоты малого удлинения. Плечо
горизонтального оперения получалось достаточным, и обеспечивалась балансировка
аппарата даже с закрылками значительного размаха.
Вертикальное оперение отсутствовало. Путевое управление осуществлялось
воздушными тормозами типа "крокодил", поперечное - элеронами с верхней осью
вращения, которые при отклонении вверх работали и как тормоза. При этом, помимо
необходимого поперечного момента, обеспечивался и благоприятный путевой момент в
сторону создаваемого крена.
Центроплан у новой схемы "летающего крыла" имел большую хорду и обратную
стреловидность по задней кромке, которая переходила в прямую стреловидность
консолей.
ЛК-МАИ принадлежал к планерам стандартного класса с размахом крыла 15 м. Носовая
часть крыла кессонной конструкции с пенопластовым подкреплением. Расчетная масса
конструкции планера 180 кг. Эскизный проект планера защищен на технической
комиссии планерной секции ЦК ДОСААФ.
Одновременно с планером спроектирован самолет идентичной аэродинамической схемы
- ЛК-МАИ-59. Расчетная масса пустого самолета 250 кг, расчетное качество 17,
двигатель "Вальтер-минор" с толкающим винтом. Шасси трехколесное с носовым
колесом. Самолет имел складывающиеся консоли. Стыковка тяг управления
осуществлялась автоматически с помощью двойных качалок, установленных в местах
разъема консолей.
Конструкция планера и самолета деревянная.
Проекты ЛК-МАИ и ЛК-МАИ-59 экспонировались в 1961 г. в Политехническом музее на
выставке "Студенты - XXII съезду". Рабочие чертежи самолета ЛК-МАИ-59 были
разработаны последующим поколением студентов (самолет МАИ-62), а дальнейшие
разработки планера ЛК-МАИ получили конструктивное воплощение в планере "МАИ-63".
Аэродинамические исследования и технические проработки планера ЛК-МАИ послужили
основой для проекта нового планера схемы "летающее крыло" МАИ-63. Были
изготовлены продувочные модели и выполнены все необходимые расчеты.
Осенью 1962 г. члены АСК МАИ, где руководителем научно-исследовательского
сектора был А.И.Пьецух, приступили к разработке одноместного планера-парителя
типа "летающее крыло". В 1963 г. был готов проект, а в 1964 г. в мастерской
лаборатории кафедры конструкции и проектирования самолетов студентами построен
планер МАИ-63.
Конструировали и строили планер В. Рыцарев, Г. Беспалов, О. Тищенко, Е. Волков,
А. Турик, С. Турчков, В. Фатьянов, В. Васильев, В. Пушкин и другие под
руководством А. И. Пьецуха.
Все слесарные и сборочные работы студенты выполняли самостоятельно. Многие из
них имели рабочие квалификации, были мастерами авиамодельного спорта. Например,
студент 5-го курса Ю. Широков, проектировавший центроплан-кабину, еще будучи
школьником, стал чемпионом Московской области по авиамоделизму; В. Пушкин имел
несколько высокоразрядных рабочих специальностей.
Расчеты на прочность планера МАИ-63 выполняли М. Столяр, О. Державин, В.
Воронин, В. Кузнецов. Консультировала студентов Е. С. Войт.
МАИ-63 имел центроплан трапециевидной формы в плане и стреловидные консоли
большого удлинения. Стреловидности центропана и консолей по передним кромкам
были равны. В местах стыковки консолей к центроплану устанавливались
аэродинамические гребни. Вертикального оперения, как и на ЛК-МАИ, не было.
Элероны обычные, на консолях. Рули высоты, комбинированные с рулями поворота -
расщепляющегося типа - располагались по концам крыла и были вынесены с помощью
стреловидных консолей далеко назад за центр тяжести планера.
Стандартная кабина, приспособленная для полулежачего (на спине) положения
летчика, закрывалась небольшим фонарем каплевидной формы.
Планер имел цельнометаллическую конструкцию и ламинарный профиль крыла. Обшивка
центроплана и крыла до половины хорды дюралюминиевая. Хвостовая часть крыла и
рули обтянуты полотном. Взлетно-посадочное устройство состояло из основного
колеса в обтекателе, хвостового костыля и двух подкрыльевых опор с колесами
малого диаметра.
Технические данные МАИ-63: размах крыла 12,6 м, площадь крыла 9 кв.м, удлинение
17,5 масса конструкции 126 кг, полетная масса 200 кг, нагрузка на несущую
поверхность 22,2 кг/кв.м. Максимальное расчетное аэродинамическое качество
планера 35 при скорости снижения 0,61 м/с.
Испытания МАИ-63 проводились в Алферьеве в 1964 г. Испытывал планер А.И.Пьецух.
Было сделано несколько буксировочных подлетов. Из-за недостаточной жесткости
крыли на кручение полеты не выполнялись. После испытаний аппарата были устранены
выявленные дефекты, увеличена жесткость крыла и частично доработано шасси.
Для того чтобы в дальнейших испытаниях планер мог осуществлять автономный взлет,
а также для возможности проведения испытаний на ограниченных площадках было
решено установить на нем легкий поршневой двигатель с тянущим воздушным винтом.
Так, в 1965 г. МАИ-63 был модифицирован в мотопланер.
Над центропланом на пилоне, сваренном из стальных труб, был установлен
звездообразный двигатель воздушного охлаждения ВП-760 мощностью 23 л.с.
Двухтактный пятицилиндровый двигатель конструкции В. В. Полякова разрабатывался
специально для мотопланеров и легких самолетов. Модификация планера получила
название МАИ-63М. Испытания проводились на аэродроме аэроклуба. Двигатель
работал неустойчиво. Были подлеты и пробежки, мотопланер не летал.