С 1956 г. планер МАК-15
строился серийно на заводах ДОСААФ и широко эксплуатировался практически
во всех аэроклубах страны. В 1958 г. он был модифицирован в МАК-15М.
Модификация имела несколько увеличенные размах и площадь крыла,
усиленные полки лонжерона и крепление элеронов. Усиление конструкции
сделало возможным выполнение обратного пилотажа при полете в
перевернутом положении.
Для упрощения расчетов при
заходе на посадку (упрощения техники пилотирования на посадке) на
МАК-15М были установлены интерцепторы зубчатого типа. Увеличена длина
кабины, уменьшены ее высота и площадь поперечного сечения. Фонарь
заменен большим козырьком обтекаемой формы. Добавлена отдельная носовая
лыжа в виде изогнутой стальной трубы. Позади кабины, под крылом,
установлен внешний легкосъемный гаргрот, закрывавший все тросы
управления рулями. Сидение пилота переделано для наспинного парашюта.
Улучшена система управления планером. Стартовал с амортизатора и за самолетом.
С 1958
г. выпускался в серии.
В 1956 г. М. А Кузаков на основе планера МАК-15М построил мотопланер
МАК-15МП с двухтактным пятицилиндровым двигателем В. В. Полякова мощностью
23 л. с. (17 кВт).
Испытывал планер А. А. Чеботарев.
На базе планера МАК-15М в 1955 - 1956 гг. М. А. Кузаков спроектировал
мотопланер с вибропредкрылком Болдырева. Мотопланер был построен в УПМ МАИ в
1956 г.
Исходная конструкция планера практически не претерпела изменений. Вместо носовой
посадочной лыжи было установлено второе колесо с пневматиком меньшего размера,
чем у основного колеса. За фонарем кабины пилота, в обтекателе, устанавливался
поршневой двигатель воздушного охлаждения, вал которого с помощью редуктора был
связан с вибрирующими предкрылками. Ось вращения предкрылков располагалась над
крылом на 250 мм выше его передней кромки; в полете ось вращения предкрылка и
передняя кромка центроплана крыла практически совпадали. Размах предкрылков 4 м,
хорда предкрылков у корня 300 мм, по концам - 250 мм.
Система вибрирующих предкрылков была разработана А. И. Болдыревым. Механизм
привода предкрылков и двигатель специально разработаны для мотопланера В. В.
Поляковым на базе его же двухтактного пятицилиндрового двигателя ВП-760
мощностью 23 л.с.
Масса конструкции МАК-15М с вибропредкрылком 240 кг. Расчетная максимальная
скорость 130 км/ч, минимальная скорость полета (расчетная) 25-30 км/ч.
Вертикальная скоро-
сть 3 м/с. Длина разбега 100 м. Продолжительность полета 4 ч, дальность полета
440 км/ч. Для подтверждения расчетных летных характеристик Б. С. Блиновым
построена летающая модель планера с вибропредкрылком, выполненная в масштабе
1:5.
Мотопланер МАК-15М с вибропредкрылком прошел первый (наземный) этап испытаний,
где замерялась тяга и испытывалась система привода вибропредкрылка. Тяга,
создаваемая предкрылком при работе на месте, была около 50 кг.
На малых частотах колебаний предкрылка возникали вибрации привода; на расчетных
режимах его работы вибрации снижались, но нагрузки на привод были все же
большими. Вибропредкрылок, кроме образования тяги, обеспечивал создание
подъемной силы крылом в статическом состоянии планера за счет обдува верхней
поверхности крыла потоком от вибропредкрылка.
Прошедший наземные испытания планер с вибропредкрылком стоял у ангара и вскоре
был кем-то разрушен (были перебиты нервюры центроплана и крыла, разбито
оборудование кабины). После этого мотопланер не восстанавливался. Сама же идея
мотопланера с вибропредкрылком сохранила свою актуальность.