В марте 1923 года в СССР было создано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), и уже в августе того же года кружок А. Яковлева стал ячейкой "юных друзей воздушного флота",
первой в Москве школьной организацией ОДВФ. В нее вошло около 60 учащихся.
Массовое общественное оборонно-патриотическое общество ОДВФ активно содействовало развитию авиации. Оно и его преемники сыграли большую роль в жизни А. С. Яковлева.
В мае 1925 года ОДВФ слилось с Доброхимом в Авиахим - Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности, а 23 января 1927 года Авиахим объединился с Обществом
содействия обороне (ОСО) в Осоавиахим - Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Его преемники: ДОСАВ - Добровольное общество содействия авиации
(1948-1951 гг.), ДОСААФ - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (1951-1991 гг.) и РОСТО - Российское оборонное спортивно-техническое общество (с 1991 г.).
Яковлев и четверо его школьных друзей стали наиболее активными сотрудниками ОДВФ. Они посещали доклады и распространяли литературу по авиации, собирали пожертвования на воздушный
флот, помогали устроителям павильона ОДВФ на Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке, которая открылась 19 августа 1923 года там, где потом создали Центральный парк, и
продолжалась два месяца. Посетителей выставки катал с Москвы-реки шестиместный гидросамолет Юнкере Ю-13 - экспонат Добролета, первой советской авиакомпании.
В школьной ячейке ОДВФ энтузиасты построили модели самолетов и дирижабля. Они серьезно стали изучать авиацию и провели четыре доклада на авиационные темы, осенью 1923 г. посетили
Центральный аэродром и познакомились с летавшими там различными самолетами.
С разрешения Главвоздухфлота (командование ВВС) удалось привезти в школу выбывший из строя старый истребитель Ньюпор-Х. В школьном гимнастическом зале самолет разобрали и тщательно
изучили. Авиация стала для Яковлева целью жизни.
В 1923 году окончена школа. 17-летний Александр Яковлев получил разнообразные и обширные знания, хорошую трудовую подготовку, навыки лидера и организатора, многое научился делать
своими руками. Он был талантливым и трудолюбивым юношей, целеустремленным и любознательным, настойчиво искавшим свой путь в авиацию.
В июле 1923 года известный летчик и конструктор планеров Константин Константинович Арцеулов, руководитель планерного кружка "Парящий полет", предложил ОДВФ провести планерные
соревнования. Инициатива была одобрена, и Арцеулов стал председателем оргкомитета I Всесоюзных планерных испытаний, которые должны были состояться в ноябре того же года в Крыму,
между Феодосией и Коктебелем, вблизи деревни Султановка.
Не прекращая после окончания школы активную общественную работу в ОДВФ, о чем рассказано выше, Яковлев предложил свои услуги Арцеулову, и был направлен помощником к Николаю
Дмитриевичу Анощенко, известному воздухоплавателю и планеристу, для постройки его планера "Макака". Это произошло примерно в начале октября.
Поскольку ОДВФ официально известил о соревнованиях лишь в середине сентября, то до отъезда в Крым оставалось очень мало времени, и работа велась в страшной спешке. С утра до
поздней ночи Яковлев трудился в большом холодном зале Академии Воздушного флота (АВФ).
Первое время Анощенко сам много работал над планером, а когда убедился, что помощник все делает добросовестно, стал заходить лишь по вечерам, поскольку как член оргкомитета он был
очень занят подготовкой к соревнованиям. Некоторые планеры остались незаконченными, в том числе и "Макака".
Для завершения постройки, Яковлева, учитывая его активную работу, направили в Крым. Эшелон с планерами вышел из Москвы 21 октября и прибыл в Феодосию 27 октября. Соревнования
проводились с 1 по 18 ноября.
Планер Анощенко представлял собой простейший одностоечный биплан с хвостовой фермой и весил всего 30 кг. Он единственный из девяти планеров-участников слета имел устаревшую
балансирную конструкцию типа планеров Лилиенталя. Летчик должен был нести планер на своих собственных плечах, а ноги выполняли роль шасси при разбеге и приземлении. Планер был
перетяжелен и плохо сцентрирован - перевешивал на хвост.
Анощенко сам испытывал свой аппарат, а Яковлев придерживал хвост планера.
9 ноября удалось выполнить четыре пробных подлета на буксире - всего 13 секунд в воздухе.
В четвертом подлете, длившемся б секунд, планер поднялся на полтора метра с опущенным хвостом, в результате чего потерял подъемную силу, стал проваливаться и ветром под крылья был
перевернут. Пилот получил легкие ушибы, в планере же были поломаны верхнее крыло и лонжерон хвостовой фермы. В соревнованиях он не участвовал.
В оставшиеся дни Яковлев с восторгом наблюдал за полетами.
Элеонора Александровна Анощенко - внучка первого красного пилота Николая Дмитриевича Анощенко - раскрыла загадоку, связанную с необычным названием планера "Макака". На нем Николай
Анощенко занял призовое место на соревнованиях в Коктебеле. Разгадка оказалась весьма интересной: в то время отцу Элеоноры - Анощенко Александру Николаевичу, - был всего один год,
и по существовавшей тогда традиции давать детям домашние прозвища его называли Макакой. А уже в честь сына Николай Дмитриевич назвал свой планер.
Работа над планером и месяц общения с конструкторами и летчиками очень много значили для него. Он получил первую практику постройки летательного аппарата и впервые близко
познакомился и сдружился с работниками авиации.
Его первыми учителями стали слушатели АВФ Сергей Владимирович Ильюшин, впоследствии знаменитый авиаконструктор, и Владимир Сергеевич Пышнов, будущий профессор той же академии. При
их поддержке Яковлев принял смелое решение - сделать свой собственный планер. Так появился в 1924 году первый летательный аппарат А. С. Яковлева - планер АВФ-10.
В 1924 г. началась творческая деятельность Александра Сергеевича Яковлева в авиации, продолжавшаяся ровно 60 лет - до ухода на пенсию в 1984 г.
(c) Ю.В. Засыпкин, К.Г.Удалов
Материал предоставлен администрацией сайта www.avicopress.ru