Уголок неба ¦ Messerschmitt S.15(16)

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная планеры
   S.15 (16)
       
Разработчик: Messerschmitt
Страна: Германия
Первый полет: 1924
Тип: Мотопланер
  ЛТХ     Доп. информация
   


Вдохновленный успехом планера S.14 (получившего премию на заводском конкурсе), Вилли Мессершмитта ("Willy" Wilhelm Emil Messerschmitt) решает создать собственную фирму. Совместо с братом Фердинандом он организует компанию Flugzeugbau Messerschmitt, Bamberg. Начались работа на фирме с выпуска мотопланеров (Motorsegler) S.15 и S.16. Первый был оборудован автомобильным двигателем фирмы Victoria мощностью 10 л.с. (7.36 кВт.), второй (построенный в двух вариантах - S.16a Bubi и S.16b Betty) оснащался двигателем Douglas мощностью 22.6 л.с. (16.6 кВт).

Если планер S.14 на соревнованиях в Рене в конце лета 1923 года был признан победителем и продемонстрировал выдающиеся способности молодого конструктора, то судьба планеров с мотором S.15, S.16а и S.16b, заказанных одной из летных школ, оказалась не столь блестящей.

Первая же скоростная рулежка S.15 весной 1924-го при попытке поднять хвост окончилась аварией – машина перевернулась на спину. Пилота отправили в госпиталь, а маленький самолетик – в ремонт и доработку. Оказалось, что Вилли не учел на своем первом летательном аппарате с воздушным винтом влияние его обдува на повышение эффективности стабилизатора с рулем высоты.

Вилли тогда быстро нашел правильное решение и в короткий срок доработал и отремонтировал S.15. Новый двухцилиндровый двигатель уже развивал мощность более двадцати л.с. В конце мая другой пилот Первой мировой войны, капитан Сиволд, начал летные испытания доработанного мотопланера. И полный успех. Самолетик с большим расположенным наверху крылом летал прекрасно. При этом его фюзеляж на стоянке настолько был прижат к земле, что крыло находилось на уровне груди стоящего человека. Через месяц он прославлял своего конструктора на аэродроме недалеко от Бамберга перед большой толпой любителей авиации. Залетал на высоту 600 м и находился в воздухе 43 минуты. После мягкой посадки возле места старта восторженная толпа окружила пилота и конструктора: задавали вопросы, выражали восхищение. После этого полета заказчик согласился принять машину. Он же еще три месяца тому назад заказал две другие для участия в предстоящих планерных соревнованиях в Рене, где теперь состязались и мотопланеры.

Одноместный S.16a был почти таким же, как S.15, но Мессершмитт навсегда отказался управлять по крену деформацией концов крыла, как это делали братья Райт. Начиная с S.16a, он стал использовать элероны. Цилиндры оппозитного двигателя с выхлопными патрубками так же, как и на S.15, выступали за боковые обводы носовой части фюзеляжа ниже оси вращения воздушного винта. Двухместный S.16b имел крыло большего размаха и увеличенной площади. Двигатель был мощнее. Переднюю кабину занимал пилот. Для постройки этих машин Вилли арендует в Бамберге часть двухэтажного здания пивного заводика Муррмана и впервые принимает на работу оплачиваемых специалистов. Оба S.16 удалось собрать к началу ежегодных планерных соревнований в Рене, но облетать их уже не было времени.

Капитан Сиволд, которому теперь доверял испытания Мессершмитт, взлетел на одноместном S.16а сразу после начала соревнований. Его мощная фигура с трудом умещалась в тесной кабине. Он уже набрал приличную высоту – около 50 метров, когда раздался треск и завывание двигателя. Потом сразу наступила мертвая тишина, только легкое посвистывание воздушного потока. Тут Сиволд с ужасом обнаружил зияющую дыру сверху носовой части фюзеляжа, где до этого на своем валу крутился пропеллер. Он оторвался и улетел вместе с валом. Теперь Сиволд летел на "чистом" планере. Впереди был лес, и он развернулся назад к летному полю. Но высота быстро таяла, а до поля было еще далеко. Машина с треском прошлась по верхушкам елей и застряла между двух самых больших на высоте пяти метров.

Когда к месту аварии подбежали люди, пилота нигде не было. Только к вечеру его обнаружили невредимым и совершенно пьяным в таверне соседней деревни, где он праздновал свой второй день рождения.

Полет двухместного S.16b с пассажиром на заданную дальность для Сиволда также оказался неудачным из-за ненадежной конструкции привода винта от мотора. На всех трех мотопланерах Мессершмитта вал воздушного винта раполагался над мотором и вращался с помощью цепной передачи. Сиволд летел на приличной высоте, когда цепь оборвалась. Впереди оказалось большое поле, и он на него спланировал. Вдвоем с пассажиром, механиком Шварцем, он поставил запасную цепь, и Сиволд опять взлетел и полетел по маршруту. Но вскоре снова пришлось садиться – зачихал мотор. Они долго провозились, пока не нашли воду в карбюраторе. Но взлетать с такого маленького поля было опасно, и Сиволд решил не рисковать. Машину с соревнований сняли. Он тогда получил только утешительный приз за полет с пассажиром и красочную фуражку участника соревнований 1924 года. А все призы в классе мотопланеров получил "Колибри" Эрнста Удета.

Такого провала Вилли не ожидал. Ведь прошлогодние соревнования в Рене закончились полным его триумфом с планером S.14 – главный приз за высоту полета, второе место и приз за дальность, специальный приз Алберта Бема, почетная медаль Немецкого Союза авиации. А в этом году, как только он связался с этими капризными и непредсказуемыми моторами, начались все неприятности. Но не возвращаться же снова к планерам. Во всем мире уже давно летают на моторах. И будущее авиации только с моторами. Придется осваивать эту самую сложную часть самолета – его сердце. Он изрядно преуспел в аэродинамике и прочности конструкции. Умеет создавать хорошо летающие, послушные в управлении и легкие планеры. Но теперь он должен спокойно проанализировать свои неудачи с последними двумя мотопланерами и стать самым высоким специалистом по авиационным моторам и воздушным винтам.

Мессершмитт никогда больше не будет использовать сложный цепной привод воздушного винта. Он будет крепить пропеллер прямо на вал мотора. И навсегда распрощается с планерами и мотопланерами.






 ЛТХ:
Модификация   S.15   S.16b
Размах крыла, м   14.60   14.40
Длина, м   5.00   5.00
Высота, м2   1.05   0.95
Площадь крыла, м2   15.40   14.00
Масса, кг    
  пустого   170  
  максимальная взлетная   130  
Тип двигателя   1 ПД Victoria   1 ПД Douglas
Мощность, л.с.   1 x 10   1 x 22.6
Максимальная скорость, км/ч   105   115
Крейсерская скорость, км/ч   90   95
Практическая дальность, км   400  
Практический потолок, км    
Экипаж, чел   2   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 S.15
 S.15
 S.16
 S.16

 



 

Список источников:

Леонид Анцелиович. Неизвестный Мессершмитт
Hans Ebert, Jonann Kaiser, Klaus Peters. Willy Messerscmitt - Pionier der Luftfahrt und des Leichtbaues
Frank Vann. Willy Messerschmitt. First full biography of an aeronautical genius


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: