Вдохновленный успехом
планера S.14 (получившего премию на
заводском конкурсе), Вилли Мессершмитта
("Willy" Wilhelm Emil Messerschmitt) решает создать собственную
фирму. Совместо с братом Фердинандом он организует компанию Flugzeugbau
Messerschmitt, Bamberg. Начались работа на фирме с
выпуска мотопланеров (Motorsegler) S.15
и S.16. Первый был
оборудован автомобильным двигателем фирмы Victoria
мощностью 10 л.с. (7.36 кВт.), второй (построенный в
двух вариантах - S.16a Bubi и S.16b Betty)
оснащался двигателем Douglas мощностью 22.6 л.с.
(16.6 кВт).
Если планер S.14
на соревнованиях в Рене в конце лета 1923 года был признан победителем и
продемонстрировал выдающиеся способности молодого конструктора, то
судьба планеров с мотором S.15, S.16а
и S.16b, заказанных одной из летных школ,
оказалась не столь блестящей.
Первая же скоростная
рулежка S.15 весной 1924-го при попытке поднять
хвост окончилась аварией – машина перевернулась на спину. Пилота
отправили в госпиталь, а маленький самолетик – в ремонт и доработку.
Оказалось, что Вилли не учел на своем первом летательном аппарате с
воздушным винтом влияние его обдува на повышение эффективности
стабилизатора с рулем высоты.
Вилли тогда быстро нашел
правильное решение и в короткий срок доработал и отремонтировал S.15.
Новый двухцилиндровый двигатель уже развивал мощность более двадцати л.с.
В конце мая другой пилот Первой мировой войны, капитан Сиволд, начал
летные испытания доработанного мотопланера. И полный успех. Самолетик с
большим расположенным наверху крылом летал прекрасно. При этом его
фюзеляж на стоянке настолько был прижат к земле, что крыло находилось на
уровне груди стоящего человека. Через месяц он прославлял своего
конструктора на аэродроме недалеко от Бамберга перед большой толпой
любителей авиации. Залетал на высоту 600 м и находился в воздухе 43
минуты. После мягкой посадки возле места старта восторженная толпа
окружила пилота и конструктора: задавали вопросы, выражали восхищение.
После этого полета заказчик согласился принять машину. Он же еще три
месяца тому назад заказал две другие для участия в предстоящих планерных
соревнованиях в Рене, где теперь состязались и мотопланеры.
Одноместный S.16a был почти
таким же, как S.15, но Мессершмитт навсегда отказался управлять по крену
деформацией концов крыла, как это делали братья Райт. Начиная с S.16a,
он стал использовать элероны. Цилиндры оппозитного двигателя с
выхлопными патрубками так же, как и на S.15,
выступали за боковые обводы носовой части фюзеляжа ниже оси вращения
воздушного винта. Двухместный S.16b имел крыло
большего размаха и увеличенной площади. Двигатель был мощнее. Переднюю
кабину занимал пилот. Для постройки этих машин Вилли арендует в Бамберге
часть двухэтажного здания пивного заводика Муррмана и впервые принимает
на работу оплачиваемых специалистов. Оба S.16
удалось собрать к началу ежегодных планерных соревнований в Рене, но
облетать их уже не было времени.
Капитан Сиволд, которому
теперь доверял испытания Мессершмитт, взлетел на одноместном S.16а
сразу после начала соревнований. Его мощная фигура с трудом умещалась в
тесной кабине. Он уже набрал приличную высоту – около 50 метров, когда
раздался треск и завывание двигателя. Потом сразу наступила мертвая
тишина, только легкое посвистывание воздушного потока. Тут Сиволд с
ужасом обнаружил зияющую дыру сверху носовой части фюзеляжа, где до
этого на своем валу крутился пропеллер. Он оторвался и улетел вместе с
валом. Теперь Сиволд летел на "чистом"
планере. Впереди был лес, и он развернулся назад к летному полю. Но
высота быстро таяла, а до поля было еще далеко. Машина с треском
прошлась по верхушкам елей и застряла между двух самых больших на высоте
пяти метров.
Когда к месту аварии
подбежали люди, пилота нигде не было. Только к вечеру его обнаружили
невредимым и совершенно пьяным в таверне соседней деревни, где он
праздновал свой второй день рождения.
Полет двухместного S.16b с
пассажиром на заданную дальность для Сиволда также оказался неудачным
из-за ненадежной конструкции привода винта от мотора. На всех трех
мотопланерах Мессершмитта вал воздушного винта раполагался над мотором и
вращался с помощью цепной передачи. Сиволд летел на приличной высоте,
когда цепь оборвалась. Впереди оказалось большое поле, и он на него
спланировал. Вдвоем с пассажиром, механиком Шварцем, он поставил
запасную цепь, и Сиволд опять взлетел и полетел по маршруту. Но вскоре
снова пришлось садиться – зачихал мотор. Они долго провозились, пока не
нашли воду в карбюраторе. Но взлетать с такого маленького поля было
опасно, и Сиволд решил не рисковать. Машину с соревнований сняли. Он
тогда получил только утешительный приз за полет с пассажиром и красочную
фуражку участника соревнований 1924 года. А все призы в классе
мотопланеров получил "Колибри" Эрнста Удета.
Такого провала Вилли не
ожидал. Ведь прошлогодние соревнования в Рене закончились полным его
триумфом с планером S.14 – главный приз за высоту полета, второе место и
приз за дальность, специальный приз Алберта Бема, почетная медаль
Немецкого Союза авиации. А в этом году, как только он связался с этими
капризными и непредсказуемыми моторами, начались все неприятности. Но не
возвращаться же снова к планерам. Во всем мире уже давно летают на
моторах. И будущее авиации только с моторами. Придется осваивать эту
самую сложную часть самолета – его сердце. Он изрядно преуспел в
аэродинамике и прочности конструкции. Умеет создавать хорошо летающие,
послушные в управлении и легкие планеры. Но теперь он должен спокойно
проанализировать свои неудачи с последними двумя мотопланерами и стать
самым высоким специалистом по авиационным моторам и воздушным винтам.
Мессершмитт никогда больше
не будет использовать сложный цепной привод воздушного винта. Он будет
крепить пропеллер прямо на вал мотора. И навсегда распрощается с
планерами и мотопланерами.