Б. Н. Шереметев - старейший работник авиации, конструктор экспериментальных
самолетов и многочисленных удачных опытных и серийных планеров. Еще в 1934 -
1935 гг. в УПМ МАИ был построен планер Шереметева Ш-5 - один из лучших учебных
парителей тех лет.
В 1948 г. по договорам с ДОСАВ научно-исследовательским отделом
самолетостроительного факультета начато проектирование и строительство в УПМ МАИ
ряда планеров Шереметева: Ш-17, Ш-18 и Ш-16.
Проектирование Ш-17 велось в 1948 - 1949 гг., а в 1950 г. построен
опытный планер для летных испытаний. Испытания прошли успешно, и было принято
решение о постройке нескольких его экземпляров в УПМ института. Двухместный
планер Ш-17 предназначался для продолжительных парящих полетов в сложных
метеоусловиях, для учебных буксировочных полетов, для выполнения фигур высшего
пилотажа.
Планер выполнен по свободнонесущей схеме со средним расположением крыла. Крыло -
обратной стреловидности с развитым центропланом. За счет обратной стреловидности
крыла место второго пилота переместилось в центр тяжести планера, чем
обеспечивалась возможность полета в одноместном варианте (в передней кабине) без
изменения центровки и, кроме того, имелась возможность сократить длину носовой
части фюзеляжа.
Продувки модели в аэродинамической трубе показали, что на больших углах атаки у
крыла с развитым центропланом срыв потока наступает в центральной части крыла.
При этом консоли еще сохраняют подъемную силу, а элероны - эффективность
управления.
В создании Ш-17 (а также более поздних планеров) принимали участие несколько
кафедр самолетостроительного факультета. Были выполнены аэродинамические
исследования, испытания на прочность и все требуемые расчеты, которые в виде
отчетов вошли в комплект технической документации. Один экземпляр технической
документации вместе с чертежами хранился в технической библиотеке института.
К работе над планером привлекались студенты. Под руководством преподавателей они
выполняли проектно-конструкторские задания и расчеты. Такая практика сложилась и
при работе над всеми последующими планерами, создаваемыми в МАИ.
Планер Ш-17 имел цельнодеревянную конструкцию с применением стальных и
дюралюминиевых деталей в системе управления, узлах стыковки крыла, рулей и
посадочного устройства. Кабина пилотов имела большой единый фонарь, выступающий
за контур обводов фюзеляжа, немного приподнятое второе место пилота (для
улучшения обзора).
Крыло снабжено интерцепторами и щелевыми элеронами, обшито по передней кромке
фанерой, а в хвостовой части до задней кромки - полотном. Шасси состояло из
посадочной лыжи и колеса. Деревянная окантованная стальным листом лыжа имела
шнуровую резиновую амортизацию, расположенную внутри фюзеляжа под полом второй
кабины. Костыль был заменен предохранительной опорой, т.к. хвост планера не
касался земли на взлете и посадке. Зимой вместо колеса и короткой посадочной
лыжи устанавливалась специальная удлиненная лыжа.
Планер имел электрооборудование для ночных полетов. Аккумулятор размещался в
носовой части фюзеляжа. В носовом обтекателе кабины была установлена посадочная
фара, на концах
крыла и в хвостовой части фюзеляжа аэронавигационные огни. Лампочки для
освещения имелись в кабине и на приборной доске, приборы снабжались
электрообогревом.
Взлетная масса планера с двумя пилотами 468 кг, масса конструкции 288 кг.
Нагрузка на несущую площадь в двухместном варианте 28,5 кг/кв.м и 23 кг/кв.м - в
одноместном. Максимальное аэродинамическое качество планера - 21.
В 1950 г. планер удачно прошел испытания и был рекомендован в серийное
производство.
В течение нескольких лет Ш-17 успешно эксплуатировался в аэроклубах. В 1951 г.
на XVII Всесоюзных соревнованиях по планерному спорту Ш-17 продемонстрировал
отличные летные качества и был признан одним из лучших планеров.