В 1951 г. в соответствии с решением
Совмина СССР ЦК ДОСААФ был заключен с МАИ договор на модификацию планера ВА-3/48
"Днепр" для рекордных и тренировочных полетов.
Новая модификация получила обозначение ВА-ЗМ "Сокол". Проект этого
рекордно-тренировочного планера разрабатывался студенческой конструкторской
бригадой, в состав которой входили В. Киселев, А. Веревкин, С. Переверткин, И.
Карпухина и другие. Кроме В. В. Абрамова, в работе над проектом участвовали
многие сотрудники кафедры самолетостроения. Зав. кафедрой Н. А. Фомин
осуществлял общее научное руководство; преподаватели Е. С. Войт, И. В. Качанова,
В. А. Манучаров и другие являлись соавторами проектно-конструкторских работ.
Были изготовлены продувочные модели планера и выполнены исследования в
аэродинамической трубе МАИ. Проект планера "Сокол" полностью отвечал
летно-техническим требованиям, предъявляемым к рекордно-тренировочным планерам
для тренировочных полетов в сложных метеоусловиях, для рекордных и пилотажных
полетов.
"Сокол" представлял собой одноместный свободнонесущий моноплан со средним
расположением крыла цельнодеревянной конструкции, имевшей много общего с
предыдущими планерами. Фюзеляж имел более совершенные аэродинамические формы,
фонарь обеспечивал хороший обзор и вписывался в габариты фюзеляжа.
Крыло высокомеханизированное. Консоли крыла имели быстроразъемный узел стыковки.
Размах крыла 15,4 м при удлинении 19,2. Масса пустого планера 220 кг, взлетная
масса 310 кг. Максимальное аэродинамическое качество 26,7 на скорости 85 км/ч.
Кабина пилота оборудована принудительной вентиляцией. Приборная доска крепилась
на амортизаторах, обеспечивая надежность работы пилотажных приборов.
Предусматривалась установка малогабаритной радиостанции.
Буксировочные замки были двух типов: для буксировки самолетом и для взлета с
помощью мотолебедки.
Планер имел кислородное оборудование для высотных полетов - кислородный прибор
КП-14.
Для обеспечения возможности парения в узких потоках применялись закрылки
щелевого типа, установленные на половине размаха крыла. Планер имел интерцепторы.
Статические испытания на прочность ВА-ЗМ проводились в МАИ. В 1955 г. в УПМ МАИ
было построено три экземпляра планера "Сокол". В 1955 - 1956 гг. аппарат успешно
прошел заводские, и государственные испытания (летчики-испытатели С. Н. Анохин и
В. И. Иванов).
Для подготовки к международным соревнованиям в Польше планеры были
укомплектованы радио- и кислородным оборудованием; с одного экземпляра была
снята фанерная обшивка для контроля качества древесины и склейки конструкции.
Результаты контроля были положительными, однако планеры "Сокол" не стали
участниками соревнований. Позднее два планера "Сокол" были переданы на
эксплуатацию в ЦАК им. Чкалова.