Институт летных исследований (с марта 1943 г. - Летно-исследовательский
институт) был организован в 1940 г. на базе ряда подразделений Центрального
аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и вновь созданного аэродрома "Раменское"
как комплексный научно-исследовательский институт по изучению и испытаниям
летательных аппаратов, силовых установок и спецоборудования различного
назначения. Его первым начальником был генерал-полковник авиации, Герой
Советского Союза М.М. Громов. Во время Великой Отечественной войны институт
проводил испытания и исследования для поддержания на заданном уровне требуемых
летно-технических и эксплуатационных характеристик и свойств боевых самолетов (в
т.ч. опытных и модифицируемых) конструкторских бюро (ОКБ) А.С. Яковлева, С.А.
Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Петлякова, Н.Н. Поликарпова, С.В. Ильюшина. Специалисты института помогали головным серийным заводам во внедрении в
производство и эксплуатацию новых улучшенных образцов самолетов, двигателей и
оборудования. Кроме того, испытывались боевые планеры отечественного
производства, иностранные самолеты, получаемые по лендлизу, и трофейные машины
немецкого производства. В течение войны были проведены испытания более 500
самолетов и планеров, обеспечено методическое руководство испытаниями самолетов
в ОКБ и на серийных заводах. Во время войны часть подразделений института были
эвакуированы в Казань и Новосибирск, где на их базе были созданы его Казанский и
Новосибирский филиалы. Одной из разработок ЛИИ был "Сокол-1" - пятиместный десантно-транспортный
планер деревянной конструкции, разработанный инженером Г.Н. Воробьевым в 1940 г.
Он представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом.
Фюзеляж планера балочной конструкции, крыло однолонжеронное с работающей
обшивкой, оперение свободнонесущее. Конструкция деревянная. Профиль крыла ЦАГИ
846. Планер имел
самолетное шасси с тормозными колесами и посадочные щетки "Шренк".Хорда щитков
ровна 23% хорде крыла; они занимают всю свободную от элерона часть крыла по
размаху, за исключением подфюзеляжной части. Полный угол открытия 50 градусов.
Целью летных испытаний, проведенных летом 1942 г., было проверить расчеты
буксировки десантных планеров и замерить данные, необходимые для дальнейших
исследований проблемы. В результате полетов планера "Сокол-1" за самолетами СБ и
Ю-52 были получены летные характеристики планерного поезда и экспериментальные
данные для расчета взлетов, поляра планера в свободном полете, натяжение
буксировочного троса при различных условиях полета, определены характеристики
устойчивости и управляемости планера.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Сокол-1 |
Размах крыла, м |
16.06 |
Длина, м |
8.30 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м |
24.40 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного |
1050 |
максимальная взлетная |
1450 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Полезная нагрузка: |
4-5 десантников |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Сокол-1 |
|
Список источников: |
|
|
Rusarchives.ru.
Федеральное архивное агентство. Из отчета "Исследование
буксировки десантных планеров". ЛИИ. 1942 г. |
Уголок неба. 2010
|