80-е годы для Берта Рутана (Burt Rutan) были, очевидно, одними из самых напряженных. В первое свое
десятилетие конструкторской деятельности он заложил базу для развития, которая в
последующем позволила реализовать себя и небольшую группу сотрудников (в Rutan Aircraft
Factory (RAF)
долгое время работало всего четыре человека).
Давней мечтой Берта было спроектировать планер, поскольку характеристики любого
планера в наибольшей степени определяются аэродинамикой, к которой Рутан не
только проявлял повышенный интерес. Такая возможность представилась в конце 1980
года. К этому времени Американское сообщество парителей (SSA - Soaring Society
of America) объявило конкурс на одноместный мотопланер, который должен был
отвечать необычным требованиям. Во-первых, он должен был самостоятельно, без
помощи буксировщика и аэродромных средств, взлетать, иметь возможность запускать
двигатель в воздухе. Во-вторых, для его пилотирования не должна требоваться
лицензия пилота планера, которую в то время получить было сложнее, чем лицензию
PPL. В-третьих, мотопланер должен иметь максимально близкие к планеру
характеристики. При всей логичности этих требований выполнить их было непросто.
В конкурсе участвовало около 50 проектов, но выиграл его Solitaire (модель #77
для домашней сборки) Рутана. Мотопланер впервые взлетел в мае 1982 г., когда в
разгаре были работы по проектам Starship 1, Defiant, Microlight, был пик
производства наборов VariEze и Long-EZ.
"Пасьянс" (Solitaire) внешне заметно отличался от предыдущих "уток" Рутана. Это
стало возможным благодаря оригинальному размещению двигателя. Двухтактный KFM
107E мощностью 23 л.с. располагался в специальном отсеке в носовой части
мотопланера. Рутан не сразу сделал выбор двигателя, рассмотрев возможности
силовых установок с двигателями ZENOAH и Robin, но эти моторы не удовлетворили
его.
Большую часть парящего полета двигатель находился внутри отсека, закрытого
створками. На старте или в моторном полете створки отсека открывались, а
двигатель на специальной раме выходил в поток с помощью электрогидравлического
привода. Для запуска двухтактного мотора использовался электростартер. В такой
силовой установке тягу создавал более эффективный тянущий, а не толкающий
воздушный винт. Небольшие размеры и масса двигателя позволяли размещать его в
носовой части, в то время как сегодня на большинстве мотопланеров подобной
компоновки более мощные и массивные двигатели располагают ближе к центру масс за
пилотской кабиной. В Solitaire в центре масс располагался пилот.
Отказ от толкающего винта позволил использовать обычный киль, удаленный от
центра масс на достаточном плече. Такая компоновка позволила использовать не
стреловидное, как на большинстве "уток", а прямое крыло большого удлинения
размахом 12,7 м (в корне использовался профиль Roncz 517, затем Roncz 515) и
добиться аэродинамического качества 32 в планерной конфигурации на скорости 93
км/ч. Минимальная скорость планирования составляла всего 0,75 м/с. Для
управления по тангажу Рутан использовал прямое ПГО большого удлинения, хорошо
зарекомендовавшее себя в его предыдущих "утках".
Отличительной особенностью мотопланера была мощная механизация задней кромки
крыла, которая позволяла на взлете значительно увеличивать подъемную силу, а на
глиссаде создавала дополнительное сопротивление. В результате сочетания "утки" с
мощной механизацией крыла (редкое сочетание), управление мотопланером на
взлетно-посадочных режимах мало отличалось от управления обычным сверхлегким
самолетом: глиссада была достаточно крутой, Solitaire можно было эксплуатировать
с небольших площадок. Эти особенности управления приняли не все пилоты. В
частности, во время тестовых полетов на Solitaire в сентябре 1982 г. пилоты
Einar Enevoldson и Walt Moonie отметили, что ПГО делает посадку более сложной. И
все же в сравнительных полетах Solitaire и Schweitzer I-36, которые выполнили
Enevoldson и Moonie, судьи конкурса признали победителем мотопланер Рутана.
Позже Herb Abrams, один из первых владельцев мотопланера, также очень высоко
оценил летные характеристики и легкость управления Solitaire.
Новизна отмечена и в технологии производства Solitaire. Фюзеляж мотопланера
склеивали из двух половин, изготовленных в матрицах из препрегов. В крыле
использовали S-образные лонжероны. В конструкции применяли однонаправленные
стеклопластики, трехслойные панели с сотовым заполнителем Nomex, хорошо
освоенные в производстве самолетов Рутана. Агрегаты, подготовленные к
полимеризации заполнителя, помещали в вакуумных мешках в печь. Сегодня это
широко распространенная технология производства композитных конструкций, которую
в то время только начинали применять.
В итоге трудоемкость сборки Solitaire составляла около 400 часов, а комплект
агрегатов и деталей стоил 7-8 тысяч долларов США. Несмотря на это было построено
всего восемь мотопланеров. Один из них собрал Robert Matheny из San Diego за два
года и три месяца. Его планер выполнил первый полет в декабре 1985 г., а в 1986
г. Роберт передал свой планер в дар музею EAA AirVenture, где он и хранится до
сих пор. Однако кроме симпати-ков Solitaire нашлись и недоброжелатели.
Негативные отзывы о тест-полетах на этом мотопланере, опубликованные Эйнаром
Эне-волдсоном (Einar Enevoldsen) и Мартой Бон-Мейер (Marta Bohn-Meyer) сыграли
свою роль так же, как и иск против Рутана со стороны компании Microlight design.
По общему признанию этот иск не был обоснованным, но кому-то из потенциальных
покупателей помешал купить набор. Два фюзеляжа Solitaire в дальнейшем
использовали самодельщики при изготовлении ультралайтов Silhouette и Skyblazer
во второй половине 80-х годов. Но эти самолеты никакого отношения к Рутану уже
не имели.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Solitaire |
Размах крыла, м |
12.70 |
Длина, м |
|
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
9.52 |
Масса, кг |
|
пустого |
172 |
максимальная взлетная |
281 |
Тип двигателя |
1 ПД Cuyuna 215 |
Мощность, л.с. |
1 х 20 |
Максимальная скорость, км/ч |
212 |
Крейсерская скорость, км/ч |
93 |
Минимальное снижение, м/с |
0.76 |
Макс. аэродинамическое качество |
32 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|