Уголок неба ¦ Rutan Solitaire

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная планеры
   Solitaire
       
Разработчик: Rutan
Страна: США
Первый полет: 1982
Тип: Мотопланер
  ЛТХ     Доп. информация
   


80-е годы для Берта Рутана (Burt Rutan) были, очевидно, одними из самых напряженных. В первое свое десятилетие конструкторской деятельности он заложил базу для развития, которая в последующем позволила реализовать себя и небольшую группу сотрудников (в Rutan Aircraft Factory (RAF) долгое время работало всего четыре человека).

Давней мечтой Берта было спроектировать планер, поскольку характеристики любого планера в наибольшей степени определяются аэродинамикой, к которой Рутан не только проявлял повышенный интерес. Такая возможность представилась в конце 1980 года. К этому времени Американское сообщество парителей (SSA - Soaring Society of America) объявило конкурс на одноместный мотопланер, который должен был отвечать необычным требованиям. Во-первых, он должен был самостоятельно, без помощи буксировщика и аэродромных средств, взлетать, иметь возможность запускать двигатель в воздухе. Во-вторых, для его пилотирования не должна требоваться лицензия пилота планера, которую в то время получить было сложнее, чем лицензию PPL. В-третьих, мотопланер должен иметь максимально близкие к планеру характеристики. При всей логичности этих требований выполнить их было непросто. В конкурсе участвовало около 50 проектов, но выиграл его Solitaire (модель #77 для домашней сборки) Рутана. Мотопланер впервые взлетел в мае 1982 г., когда в разгаре были работы по проектам Starship 1, Defiant, Microlight, был пик производства наборов VariEze и Long-EZ.

"Пасьянс" (Solitaire) внешне заметно отличался от предыдущих "уток" Рутана. Это стало возможным благодаря оригинальному размещению двигателя. Двухтактный KFM 107E мощностью 23 л.с. располагался в специальном отсеке в носовой части мотопланера. Рутан не сразу сделал выбор двигателя, рассмотрев возможности силовых установок с двигателями ZENOAH и Robin, но эти моторы не удовлетворили его.

Большую часть парящего полета двигатель находился внутри отсека, закрытого створками. На старте или в моторном полете створки отсека открывались, а двигатель на специальной раме выходил в поток с помощью электрогидравлического привода. Для запуска двухтактного мотора использовался электростартер. В такой силовой установке тягу создавал более эффективный тянущий, а не толкающий воздушный винт. Небольшие размеры и масса двигателя позволяли размещать его в носовой части, в то время как сегодня на большинстве мотопланеров подобной компоновки более мощные и массивные двигатели располагают ближе к центру масс за пилотской кабиной. В Solitaire в центре масс располагался пилот.

Отказ от толкающего винта позволил использовать обычный киль, удаленный от центра масс на достаточном плече. Такая компоновка позволила использовать не стреловидное, как на большинстве "уток", а прямое крыло большого удлинения размахом 12,7 м (в корне использовался профиль Roncz 517, затем Roncz 515) и добиться аэродинамического качества 32 в планерной конфигурации на скорости 93 км/ч. Минимальная скорость планирования составляла всего 0,75 м/с. Для управления по тангажу Рутан использовал прямое ПГО большого удлинения, хорошо зарекомендовавшее себя в его предыдущих "утках".

Отличительной особенностью мотопланера была мощная механизация задней кромки крыла, которая позволяла на взлете значительно увеличивать подъемную силу, а на глиссаде создавала дополнительное сопротивление. В результате сочетания "утки" с мощной механизацией крыла (редкое сочетание), управление мотопланером на взлетно-посадочных режимах мало отличалось от управления обычным сверхлегким самолетом: глиссада была достаточно крутой, Solitaire можно было эксплуатировать с небольших площадок. Эти особенности управления приняли не все пилоты. В частности, во время тестовых полетов на Solitaire в сентябре 1982 г. пилоты Einar Enevoldson и Walt Moonie отметили, что ПГО делает посадку более сложной. И все же в сравнительных полетах Solitaire и Schweitzer I-36, которые выполнили Enevoldson и Moonie, судьи конкурса признали победителем мотопланер Рутана. Позже Herb Abrams, один из первых владельцев мотопланера, также очень высоко оценил летные характеристики и легкость управления Solitaire.

Новизна отмечена и в технологии производства Solitaire. Фюзеляж мотопланера склеивали из двух половин, изготовленных в матрицах из препрегов. В крыле использовали S-образные лонжероны. В конструкции применяли однонаправленные стеклопластики, трехслойные панели с сотовым заполнителем Nomex, хорошо освоенные в производстве самолетов Рутана. Агрегаты, подготовленные к полимеризации заполнителя, помещали в вакуумных мешках в печь. Сегодня это широко распространенная технология производства композитных конструкций, которую в то время только начинали применять.

В итоге трудоемкость сборки Solitaire составляла около 400 часов, а комплект агрегатов и деталей стоил 7-8 тысяч долларов США. Несмотря на это было построено всего восемь мотопланеров. Один из них собрал Robert Matheny из San Diego за два года и три месяца. Его планер выполнил первый полет в декабре 1985 г., а в 1986 г. Роберт передал свой планер в дар музею EAA AirVenture, где он и хранится до сих пор. Однако кроме симпати-ков Solitaire нашлись и недоброжелатели. Негативные отзывы о тест-полетах на этом мотопланере, опубликованные Эйнаром Эне-волдсоном (Einar Enevoldsen) и Мартой Бон-Мейер (Marta Bohn-Meyer) сыграли свою роль так же, как и иск против Рутана со стороны компании Microlight design. По общему признанию этот иск не был обоснованным, но кому-то из потенциальных покупателей помешал купить набор. Два фюзеляжа Solitaire в дальнейшем использовали самодельщики при изготовлении ультралайтов Silhouette и Skyblazer во второй половине 80-х годов. Но эти самолеты никакого отношения к Рутану уже не имели.






 ЛТХ:
Модификация   Solitaire
Размах крыла, м   12.70
Длина, м  
Высота, м  
Площадь крыла, м2   9.52
Масса, кг  
  пустого   172
  максимальная взлетная   281
Тип двигателя   1 ПД Cuyuna 215
Мощность, л.с.   1 х 20
Максимальная скорость, км/ч   212
Крейсерская скорость, км/ч   93
Минимальное снижение, м/с   0.76
Макс. аэродинамическое качество   32
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Solitaire 
 Solitaire 
 Solitaire   (c) Mogens Wahl
 Solitaire 
 Solitaire 
 Solitaire   (c) Mogens Wahl 
 Solitaire    (c) igor113.com
 Кабина пилота Solitaire 

  Схемы:

 Solitaire

 



 

Список источников:

Авиация Общего Назначения 2015-12. Сергей Арасланов. "Утки" Рутана
Igor113.com. Ошкош-2011 ч.20: Rutan Grizzly 72 и Solitaire 77
Aerofiles.net. Rutan
Stargazer2006.online.fr. Rutan Model 77 "Solitaire"
Air International 1985-04. David Brown. Rutan-a Family Affair


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: