В программе полетов на Салоне в Берлине значилось: летательный аппарат Штемме
S10.
Отточенные, безукоризненные аэродинамические формы, убирающееся шасси с довольно узкой колеей, двухместная закрытая кабина, непонятная кольцевая щель в передней части фюзеляжа. Планер много летал и
привлек внимание специалистов своими летными данными и... внезапностью появления в небе над аэродромом без привычного для планеров буксировщика. После планирующего полета слышался негромкий шум
мотора, а в передней части появлялся небольшой винт...
Берлинская фирма STEMME GmbH сравнительно молодая - создана в 1988 году. Количество
сотрудников, включая работников КБ, около 70 человек (данные 1994 года). Производственные площади - около 1500 м2. Компьютеризация - полная. Ежемесячно выпускается 2 - 3 ЛА. В основном
это 2-местные планеры: спортивный, учебный и тренировочный (в том числе и для рекордных полетов), деловой - для туризма, «индустрии отдыха» и экологических наблюдений.
Планер был разработан в конце 80-х годов. Первый полет состоялся в 1990 году. В 1992 году мотопланером заинтересовались
американцы. Купив лицензию у немецкой
фирмы они организовали фирму Stemme USA.
Первый планер семейства S10 был
представлен в США в 1992 году. В этом же
году он прошел сертификацию FAA.
Площадь крыла S10 - 18,6 м2,
размах - 23 м, качество - 50. Вход в штопор возможен только при динамических перегрузках в развороте - с полностью перекрещенными рулями. Для выхода достаточно привести рули в нормальное положение.
Вращение может быть прекращено и элеронами. Кабина выполнена из кевлара. Два пилотских сиденья рядом. У каждого сиденья два привязных ремня с центральным замком. Управление дублированное. Крыло
изготовлено полностью из композита и состоит из трех модулей.
Шасси - два основных колеса, подкосы из стальных труб (соединение - сварка) и хвостовое
колесо - все убирается при помощи электромоторов. Гидравлические дисковые тормоза с управлением, установленным на рулевой колонке, - действуют на оба колеса. Имеется стояночный тормоз. Самое
интересное - силовая установка расположена в фюзеляже на раме из стальных труб практически в центре тяжести планера. Все помнят Аэрокобру периода войны. И здесь - мотор за пилотской кабиной, а винт
спереди, как у обычного самолета.
Редуктор одноступенчатый, клиноременной (5 ручьев). Передаточное число - 1,18. Длинный вал
вызвал трудности с устранением колебаний, что потребовал установку упругих муфт спереди. Передача крутящего момента от мотора идет через центробежную муфту сцепления, эластичную, шлицевую муфты,
вал, демпфирующую шайбу, редуктор - на складной винт в носке фюзеляжа. Диаметр винта - 1,63 м. После запуска двигателя лопасти винта под воздействием центробежных сил распрямляются и выходят за
габариты фюзеляжа, при этом сдвигая вперед подвижной носовой кок. Рабочее положение поддерживается центробежными силами. После включения двигателя лопасти убираются обратно круглыми пружинами,
расположенными в шарнирах ступицы винта.
Центральная часть винта - ступица - выполнена из высокопрочного алюминия, лопасти винта
пластиковые, слоистые, с неизменяемым шагом. Система топливопитания - два независимых трубопровода от двух баков объемом 45 литров каждый. Они расположены в крыле.
РУД и ручка управления составом смеси установлены на пилоне между сиденьями. Топливо: AVGAS -
100LL или бензин (октановое число не менее 96).
Двигатель Лимбах L2400EBID четырехцилиндровый, оппозитный, четырехтактный, Nmax =
95/70 лс/кв (не более 5 мин при максимальной частоте вращения коленчатого вала n = 3400 об/мин - винта n = 2850 об/ мин). Зажигание магнето. Максимальная частота вращения при крейсерском режиме -
3000 об/мин.
Охлаждение двигателя - воздушное с помощью хорошо отлаженной системы дефлекторов. Заборники
воздуха, расположенные слева и справа на фюзеляже под крылом, выдвигаются автоматически с началом вращения вала винта, а могут выдвигаться и при помощи рукоятки летчиком. Мотор подвешен на 4 упругих
элементах, гасящих колебания и тряску.
Приборная доска разделена на 3 поля. В левом находятся приборы контроля параметров полета:
указатель скорости альтиметр, магнитный компас, вариометр. В среднем - навигационное и радиооборудование, устанавливаемое по спецзаказу. В правом - приборы в основном для контроля работы силовой
установки. Планер несложно разобрать для транспортировки.
Хорошая парусность и низкая взлетная и посадочная скорости обеспечивают отменную
безопасность, в том числе и в случае отказа двигателя. S-10VC применяется для геологических и экологических исследований. В этой модификации под крылом устанавливаются довольно объемные контейнеры,
в которых помещается различная чувствительная аппаратура: стереоскопические видеокамеры, химическая аппаратура для оценки состава атмосферы, фотооптический комплекс, аппаратура оценки инфракрасного
излучения для определения термического состояния земной поверхности. Модификация S-10, представленная в Париже, имеет две особенности. Первое - для взлета и посадки на травяное покрытие существенно
увеличена ширина баллона колеса. В связи с этим створки ниш шасси имеют небольшую сферическую выпуклость. Второе - установлен винт изменяемого шага с двумя положениями: для взлета и набора высоты и
для крейсерского полета.
В результате получено увеличение максимальной скорости крейсерского полета (по горизонту) с
160 км/час до 225 км/ч - для данного типа летательных аппаратов - выдающееся достижение. Интересно, что расход топлива при этом не изменился - 20л/час! В этой модификации и так - по нашим понятиям -
удобная кабина и интерьер - еще улучшены. Плюс ко всему - введен обогрев кабины.
Последней модификацией мотопланера
стал S10-VT. Stemme S10-VT Turbo был представлен в 1996
году. В 1997 году он прошел сертификацию FAA.
Планер оборудован поршневым двигателем
с турбонагнетателем Rotax 914 FS1 мощностью 115
л.с. Складывающиеся крылья профиля HQ41/14.35
позволяют размещать планер в
стандартных ангарах.