SZD 41A Jantar Standard – спортивный планер стандартного класса. Разработан
в польской фирме PZL Bielsko, конструктор - W.Okarmus.
В Польше сравнительно поздно появилась полностью стеклопластиковая конструкция,
первым SZD в этой категории был прототип Открытого Класса SZD-38 Jantar-1, одноместный планер с размахом крыльев 19м, разработанный Адамом Курбиелем (Adam Kurbiel).
Это происходило когда В. Окармус (W. Okarmus) разрабатывал SZD-41A Jantar Standard, который имел тот же фюзеляж и хвостовое оперение, что и Jantar-1, но у него были новые свободнонесущие крылья (среднеплан) с размахом 15м, разработанные по требованиям Стандартного класса. SZD-41A выполнил первый полет 3-го Октября 1973 года, (пилот A. Zientek) и Польская команда летавшая на этих планерах на чемпионате мира 1974 года в Вайкери (Waikerie), Австралия, заняла 3-е и 7-е места в Стандартном Классе, в 1976 году на чемпионате мира в Рейскале (Rayskala), Финляндия, SZD-41 -е заняли 4-е, 6-е и 18-е места. В целом до начала 1980 года, было построено 160 Jantar Standards, которые экспортировались в 18 стран, включая обе Германии (Восточную и Западную), США и Советский Союз.
Крылья с однолонжеронной безнервюрной конструкцией с пенопластовым наполнением в оболочке в виде сендвича стекловолокно/эпоксидная смола; без закрылков и с аэродинамическими тормозами сверху и снизу каждого крыла. Водобалласт 80 кг (позже емкость баков водобалласта была увеличена до 100 кг). Фюзеляж полностью стеклопластиково-эпоксидный, в средней части имеется ферма из стальных труб, к которой монтируются крылья и одноколесное шасси. Свободнонесущее Т-образное хвостовое оперение так же из стекловолокна и эпоксидной смолы, руль высоты с пружинным триммером. Имеется убирающееся шасси с дисковыми тормозами и неподвижное хвостовое колесо. Система колесного тормоза соединена с ручкой привода аэродинамических тормозов, т.е. как только начинают выпускаться интерцепторы, начинает затормаживаться колесо. Пилот находится в полу-лежачем положении, под подогнанным в плотную фонарем из двух частей, у которого передняя половина неподвижная, а задняя часть - подвижная для посадки и покидания планера.
Примечание источника:
Описанная конструкция широко применялась уже в то время и продолжает применяться в настоящее время, поэтому такое описание без указания цифр может быть применена практически ко всем современным планерам, разница между планерами разработанными 20 лет назад и сейчас в основном в используемых материалах. Сейчас это уже меньше стекловолокно и эпоксидная смола, а в основном углепластик и кевлар. Так же часто вызывает вопрос, что на один и тот же планер у разных источников разные характеристики, с этим как и во всей авиации от серии к серии могут вносится изменения и доработки, меняющие характеристики.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Jantar Standard
|
Размах крыла, м |
15.00 |
Длина, м |
7.20 |
Высота, м |
1.60 |
Масса, кг |
|
пустого |
244 |
водобалласта |
100 |
минимальная, в кабине |
65 |
максимальная, в кабине |
110 |
максимальная взлетная |
460 |
МАК без водобалласта |
38 |
Скорость МАК без водобалласта, км/ч |
92 |
МАК с водобалластом |
38 |
Скорость МАК с водобалластом, км/ч |
105.4 |
Мин. снижение без водобалласта, м/ч |
0.6 |
Скорость мин. снижения (экон.) без водобалласта, км/ч |
75 |
Мин. снижение с водобалластом, м/с |
0.69 |
Скорость мин. снижения (экон.) с водобалластом, км/ч |
86 |
Мин. скорость полета (эвол.) без водобалласта, км/ч |
68 |
Мин. скорость полета (эвол.) с водобалластом, км/ч |
80 |
Максимально-допустимая скорость, км/ч |
245 |
Допустимые перегрузки (+/-) |
|
без вобобаласта |
5.3/2.65 |
с водобалластом |
4.14/2.5 |
Разрушающая перегрузка(+/-) |
7.95/3.98 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Список источников: |
|
|
Кирилл Сорокин. SZD 41 |
Уголок неба. 2020
|