Первый экземпляр планера SZD-8 Jaskolka (Ласточка) был спроектирован и
построен в 1951 году Т.Костия, облетан 21.09.1951. После некоторых улучшений его
начали строить на планерном заводе в г.Бельске серийно. Начиная с 1952 года
планер выпускался под названием SZD-8-бис "Яскулка".
Планер хорошо оборудован, снабжен всеми необходимыми приборами для слепого
полета, а так же кислородной аппаратурой. На момент появления планера он являлся
одним из лучших рекордных планеров.
На планерах этого типа было установлено множество рекордов:
четыре польских национальных рекорда ( в том числе в 1957 году с высотой полета
5820м), один английский, один болгарский и семнадцать мировых рекордов, в их
числе рекорды скорости по треугольнику на 100 км - 97,4 км/час (1954 год) и по
треугольнику на 200 км - 63,304 км/час (1955 год), полет до цели и обратно - 533
км.
Крыло имеет два близко расположенных друг к другу лонжерона, образующих кессон,
воспринимающий все нагрузки, действующие на крыло. В работу кессона включен так
же фанерный носок крыла, подкрепленный нервюрами и соединенный с передним
лонжероном кессона. Угол заклинения крыла 3,5°, поперечное V равно 4°. Вдоль всей
задней кромки крыла расположены: во внешней части - разрезные элероны, во
внутренней - разрезные закрылки щелевого типа. Элероны и закрылки обшиты
полотном. Перед закрылками, на задней трети хорды крыла, размещены воздушные
тормозные щитки пластинчатого типа.
Оперение состоит из киля и стабилизатора, обшитых фанерой, и рулей, обшитых
полотном. Горизонтальное оперение имеет небольшое поперечное V, складывается
вверх при отсоединении одного болта, чем облегчается транспортировка планера.
Профиль NACA-0012/0008.
Фюзеляж овального сечения, с работающей фанерной обшивкой. Фонарь кабины летчика
сдвигается назад, имеет малое лобовое сопротивление и обеспечивает хороший
обзор. Фонарь остеклен давленым плексигласом. В носовой части фюзеляжа
установлен буксировочный замок. Кабина летчика оборудована навигационными
приборами, обеспечивающими выполнение слепого полета, и аэронавигационными
огнями, а так же снабжена кислородным оборудованием. На приборной доске
расположены следующие приборы: компас, указатель скорости, вариометр, указатель
поворотов, высотомер, манометр кислорода и указатель расхода кислорода. Наклон
спинки можно менять. За спиной летчика расположен багажник.
Шасси одноколесное, подтягивающееся к фюзеляжу. Колесо размером 300х100 мм
расположено впереди центра тяжести. В носовой части фюзеляжа установлена
предохранительная лыжа, в хвостовой части - жесткая пята.
В 1956 году был построен опытный модифицированный планер SZD-14X "Яскулка-М", отличающийся от "SZD-8-бис" главным образом наличием V-образного оперения.
В 1956 году планер был еще раз видоизменен - SZD-17Х "Яскулка-L".
В этом же году М.Горзелак завоевывает на Чемпионате Мира в Сент Яне (Франция)
третье место в классе одноместных планеров. На планерах "Яскулка-бис" и
"Яскулка-L" польские планеристы принимали участие в международном чемпионате
1958 года в Польше.
Всего было изготовлено 135 "Яскулок" различных модификаций. SZD-8 и SZD-8-1 по
одному экземпляру SZD-8bis "Яскулка бис" и "Яскулка W" - 60 шт., SZD-8bis
"Яскулка Z" - 28 шт., SZD-8bis "Яскулка O" - 5 шт., SZD-8ter "Яскулка Z" - 10 шт., SZD-8ter "Яскулка ZO" - 30 шт.
"Яскулки" летали в 14 странах.