Уголок неба ¦ PZL SZD 8 Jaskolka

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная планеры
   SZD 8 Jaskolka
       
Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1951
Тип: Спортивный планер
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первый экземпляр планера SZD-8 Jaskolka (Ласточка) был спроектирован и построен в 1951 году Т.Костия, облетан 21.09.1951. После некоторых улучшений его начали строить на планерном заводе в г.Бельске серийно. Начиная с 1952 года планер выпускался под названием SZD-8-бис "Яскулка".

Планер хорошо оборудован, снабжен всеми необходимыми приборами для слепого полета, а так же кислородной аппаратурой. На момент появления планера он являлся одним из лучших рекордных планеров.

На планерах этого типа было установлено множество рекордов: четыре польских национальных рекорда ( в том числе в 1957 году с высотой полета 5820м), один английский, один болгарский и семнадцать мировых рекордов, в их числе рекорды скорости по треугольнику на 100 км - 97,4 км/час (1954 год) и по треугольнику на 200 км - 63,304 км/час (1955 год), полет до цели и обратно - 533 км.

Крыло имеет два близко расположенных друг к другу лонжерона, образующих кессон, воспринимающий все нагрузки, действующие на крыло. В работу кессона включен так же фанерный носок крыла, подкрепленный нервюрами и соединенный с передним лонжероном кессона. Угол заклинения крыла 3,5°, поперечное V равно 4°. Вдоль всей задней кромки крыла расположены: во внешней части - разрезные элероны, во внутренней - разрезные закрылки щелевого типа. Элероны и закрылки обшиты полотном. Перед закрылками, на задней трети хорды крыла, размещены воздушные тормозные щитки пластинчатого типа.

Оперение состоит из киля и стабилизатора, обшитых фанерой, и рулей, обшитых полотном. Горизонтальное оперение имеет небольшое поперечное V, складывается вверх при отсоединении одного болта, чем облегчается транспортировка планера. Профиль NACA-0012/0008.

Фюзеляж овального сечения, с работающей фанерной обшивкой. Фонарь кабины летчика сдвигается назад, имеет малое лобовое сопротивление и обеспечивает хороший обзор. Фонарь остеклен давленым плексигласом. В носовой части фюзеляжа установлен буксировочный замок. Кабина летчика оборудована навигационными приборами, обеспечивающими выполнение слепого полета, и аэронавигационными огнями, а так же снабжена кислородным оборудованием. На приборной доске расположены следующие приборы: компас, указатель скорости, вариометр, указатель поворотов, высотомер, манометр кислорода и указатель расхода кислорода. Наклон спинки можно менять. За спиной летчика расположен багажник.

Шасси одноколесное, подтягивающееся к фюзеляжу. Колесо размером 300х100 мм расположено впереди центра тяжести. В носовой части фюзеляжа установлена предохранительная лыжа, в хвостовой части - жесткая пята.

В 1956 году был построен опытный модифицированный планер SZD-14X "Яскулка-М", отличающийся от "SZD-8-бис" главным образом наличием V-образного оперения.

В 1956 году планер был еще раз видоизменен - SZD-17Х "Яскулка-L".

В этом же году М.Горзелак завоевывает на Чемпионате Мира в Сент Яне (Франция) третье место в классе одноместных планеров. На планерах "Яскулка-бис" и "Яскулка-L" польские планеристы принимали участие в международном чемпионате 1958 года в Польше.

Всего было изготовлено 135 "Яскулок" различных модификаций. SZD-8 и SZD-8-1 по одному экземпляру SZD-8bis "Яскулка бис" и "Яскулка W" - 60 шт., SZD-8bis "Яскулка Z" - 28 шт., SZD-8bis "Яскулка O" - 5 шт., SZD-8ter "Яскулка Z" - 10 шт., SZD-8ter "Яскулка ZO" - 30 шт.

"Яскулки" летали в 14 странах.





 ЛТХ:
Модификация   SZD-8
Размах крыла, м   16.00
Длина, м   6.74
Удлинение  
Высота, м   1.28
Площадь крыла, м2   13.60
Нагрузка на крыло, кг/м2   26.50
Масса, кг  
  пустого   276
  максимальная   361
Максимальная скорость, км/ч   250
Минимальная скорость, км/ч   65
Минимальное снижение, м/с   0.76
Скорость минимального снижения, км/ч   65
Макс. аэродинамическое качество   25.4
Скорость МАК, км/ч   80
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


 Фотографии:

 SZD-8    ©   http://www.retroplane.net
 SZD-8    ©   http://www.retroplane.net
 SZD-8    ©   http://www.retroplane.net
 Кабина SZD-8    ©   http://www.retroplane.net

  Схемы:

 SZD-8

 



 

Список источников:

ДОСААФ. И.К.Костенко, О.А.Сидоров, Б.Н.Шереметев. Зарубежные планеры
Retroplane.net. Toute vente et commerce de ces fichiers sont strictement interdits
Thomas Wilberg. The Virtual Aviation Museum. PZL Bielsko SZD 8
Renate + Piotr Homepage (RC-Modelling & Polish Sailplanes). SZD-8 Jaskółka


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: