Уголок неба ¦ PZL SZD 9 Bocian

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная планеры
   SZD 9 Bocian
       
Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1952
Тип: Спортивный планер
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первый планер был построен по проекту Василевского, Затвордницкого и Сандауэра в 1951 году. Облет первого прототипа состоялся 10.03.1952 г., второй прототип был облетан 16.06.1952.

Первый серийный экземпляр был облетан 13.03.1953, эта версия называлась SZD-9bis "Bocian-1A" или попросту "Bocian A". В 1954 г. облетывается SZD-9bis "Bocian-1B".

Сиденья летчиков находятся в кабине одно за другим: кресло переднего летчика сильно откинуто назад, а заднего помещено несколько выше, благодаря чему он хорошо видит переднюю приборную доску. Так крыло применено с обратной стреловидностью, задний летчик находится в центре тяжести, поэтому при полете с одним летчиком в передней кабине планера не требуется дополнительного балласта.

В результате дальнейшего развития серийного планера в том же 1954 году появляется версия планера SZD-9bis "Bocian-1C" (SZD-9-бис "Боцян-1с"). Он оборудован необходимыми приборами для выполнения слепых полетов и снабжен кислородной аппаратурой. На нем в 1957 году был установлен польский национальный рекорд высоты, равный 5020 м, а так же рекорды скорости по треугольнику на 200 км - 66 км/час и треугольнику на 300 км - 50,3 км/час. Этот планер был представлен на международный чемпионат ФАИ 1958 года в Лежно.

В этой версии плане выпускался до 1958 года, когда появилась версия SZD-9bis "Bocian-1D". Всего было выпущено 615 "Боцянов" различных версий.

Конструкция планера в основном деревянная.

Крыло с небольшой стреловидностью вперед. Консоли имеют по одному основному коробчатому лонжерону, стенки которых выполнены из фанеры и одному заднему лонжерону. Нервюры разрезные, ферменного типа. Все крыло обшито фанерой. Элероны изготовлены разрезными, щелевого типа, обшиты полотном. Воздушные тормоза пластинчатого типа, убирающиеся в специальные колодцы сзади основного лонжерона. Консоли крепятся к центроплану по основному лонжерону при помощи двух вертикальных стяжных болтов, а по заднему лонжерону - при помощи четырех горизонтальных болтов.

Оперение состоит из неразрезного стабилизатора и киля, конструкция которых однолонжеронная, обшиты они фанерой, рули - полотном.

Фюзеляж имеет работающую фанерную обшивку. Главный лонжерон центроплана представляет собой металлическую ферму, к которой крепятся консоли крыла. Кабина экипажа закрыта большим фонарем из плексигласа, обеспечивающим обоим летчикам хороший обзор. Все приборы в кабине экипажа размещены на доске переднего летчика. Экипаж снабжен парашютами спинного типа. В носовой части фюзеляжа находится буксировочный замок.

Шасси имеет одну большую переднюю лыжу, одно колесо и хвостовую опорную пяту.

Одной из модификаций серийного планера является планер SZD-9 bis "Bocian Z" (SZD-9-бис "Боцян-Z"), построенный специально для участия в международных планерных состязаниях 1956 года.

Планер был облетан 27.04.1956г.

Планер отличается от серийного следующим. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик на планере установлены металлические щитки типа "крокодил" с хордой равной, 30% хорды крыла. Эти щитки при открытом положении не имеют щели, которая закрывается при помощи эластичной ленты, одной стороной приклеенной к щитку, а другой - прикрепленной к крылу при помощи винтов. Управление щитками осуществляется при помощи рычагов, расположенных около рычагов управления воздушными тормозами. Щитки могут фиксироваться в открытом положении на углах 10, 20, 30 и 40°. На концах крыла находятся каплеобразные обтекатели, в которых размещены антенны радиостанции (сама радиостанция расположена в фюзеляже). На планере предусмотрено кислородное оборудование.

На планере установлены кислородные баки для водяного балласта емкостью около 110 л, что позволяет менять нагрузку от 24,2 до 33,5 кг/см.кв. Жесткие баки для водяного балласта расположены в носовой части крыла около фюзеляжа. Вся вода из этих баков может быть слита за время от 1 минуты до 40 секунд.

На руле высоты установлен триммер. Колесо шасси выполнено убирающимся в фюзеляж.

Один из планеров "Боцян" был переоборудован в мотопланер "Боцян-Пульс" путем установки четырех пульсирующих реактивных двигателей.




 ЛТХ:
Модификация   SZD-9bis Bocian-1C
Размах крыла, м   18.00
Длина, м   8.20
Удлинение   16.20
Высота, м   1.80
Площадь крыла, м2   20.00
Нагрузка на крыло, кг/м2   24,2-33,5
Масса, кг  
  пустого   341
  максимальная   500
Максимальная скорость, км/ч   200
Минимальная скорость, км/ч  
Минимальное снижение, м/с   0.82
Скорость минимального снижения, км/ч   72
Макс. аэродинамическое качество   26
Скорость МАК, км/ч   80
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


 Фотографии:

 SZD-9bis     (c)  Krzysztof Godlewski
 SZD-9bis     (c)  Ania Kruk
 SZD-9bis      (c) Piotr Jaszczuk
 SZD-9bis      (c) Patryk Dabek
 Приборная панель SZD-9bis   (c) Damian Lesniak

  Схемы:

 SZD-9
 Компоновочная схема

 



 

Список источников:

ДОСААФ. И.К.Костенко, О.А.Сидоров, Б.Н.Шереметев. Зарубежные планеры
Thomas Wilberg. The Virtual Aviation Museum. PZL Bielsko SZD 9
Renate + Piotr Homepage (RC-Modelling & Polish Sailplanes). SZD-9 Bocian


Уголок неба. 2009 



 

  Реклама: